Стоит ли мне играть в электронныеигры?
ЭЛЕКТРОННЫЕ игры — это не просто высокотехнологичное развлечение. Они развивают способности и не дают скучать. Они вырабатывают реакцию. Исследования показывают, что, играя в них, человек становится более внимательным. Благодаря играм можно развить навыки чтения и вычисления. Помимо всего прочего, игровые новинки иногда дают тему для разговоров с одноклассниками. Если ты играешь, тебе есть о чем с ними поговорить.
Конечно, будешь ты играть в электронные игры или нет,— решать твоим родителям. Если они не против, тебе нужно суметь найти такую игру, которая была бы одновременно интересной и приемлемой с точки зрения нравственности. Но почему при выборе следует проявлять особую осторожность?
Их темная сторона
16-летний мальчик говорит: «Компьютерные игры увлекательны и забавны». Но, как ты уже, наверное, знаешь, далеко не все из них безобидны. Он признает: «В игре ты делаешь такое, что никогда бы не сделал в жизни, а если бы сделал, то попал бы в серьезные неприятности». К каким поступкам поощряют эти игры?
Многие игры пропагандируют вопиющую безнравственность, сквернословие и насилие, некоторые игры пропитаны оккультизмом. Вот как 18-летний Эйдриен описал одну популярную игру: «Там есть гангстерские разборки, наркотики, непристойные сцены, грязная речь, жестокое насилие и кровь, кровь, кровь». И с выходом каждой новой версии игры предыдущая кажется невинной забавой. 19-летний Джеймс сказал, что в самые популярные из этих игр можно играть в реальном времени в Интернете. Это новшество выводит игры на новый уровень. «Со своего домашнего компьютера,— говорит Джеймс,— ты можешь соревноваться в игре с теми, кто живет на другом конце света».
Огромную популярность завоевали ролевые игры. Их участники создают себе так называемые аватары — виртуальные образы людей, животных или монстров, которыми заселяют киберпространство тысячи других игроков. В этом виртуальном мире есть магазины, машины, дома, дискотеки,— что, по сути, отражает реальный мир. Когда в киберпространстве встречаются аватары разных игроков, те, кто за ними стоят, могут обмениваться друг с другом мгновенными сообщениями.
Что происходит в этом виртуальном мире? «Простые люди занимаются тем, чем никогда бы не стали (или не смогли бы) заниматься в реальной жизни,— говорит один журналист и добавляет:—. Кроме того, как сообщает журнал «Нью сайентист», этими мирами «правят мафиози, сутенеры, вымогатели, фальшивомонетчики и киллеры».
Важность твоего выбора
Те, кто играет в жестокие или непристойные игры, могут размышлять так: «Я ничего плохого не делаю. Это все не всерьез — просто игра». Но не дай себя одурачить такими ложными рассуждениями!
Если у тебя войдет в привычку играть в жестокие, безнравственные игры, можно ли будет сказать, что твои мысли чисты и честны? Исследования не раз подтверждали, что просмотр сцен насилия ради развлечения повышает агрессивность человека. В «Нью сайентист» недавно отмечалось: «Игры оказывают более сильное влияние, чем телевизор, поскольку они подразумевают непосредственное участие».
Играть в жестокие или безнравственные игры все равно что играть с радиоактивными отходами: вредное воздействие не проявится сразу, но оно неизбежно. В каком смысле? Дозы радиации могут разрушить слизистую оболочку желудка, из-за чего бактерии из кишечника будут проникать в кровеносную систему и вызовут какое-либо заболевание. Подобным образом, подвергая себя дозам виртуального секса или отвратительной жестокости, можно разрушить свой «стыд», свое чувство моральной ответственности.
Если родители разрешают тебе играть в электронные игры, как определить, какиеигры выбрать и сколько времени на них тратить? Задай себе следующие вопросы:
выбор может повлиять
▪ Как игра повлияет на мое мышление? «Многие игры притупляют восприимчивость к таким вещам, как насилие, нецензурные слова и безнравственность. Помимо этого, они могут лишить тебя бдительности и в других отношениях. Надо быть крайне осторожным в своем выборе».
▪ Сколько времени у меня будет уходить на игру? Даже самые безобидные игры могут поглощать много времени. Поэтому следи, сколько времени у тебя уходит на игры, а потом сравнивай это с тем, сколько времени ты посвящаешь другим, более важным делам. Так ты сможешь правильно расставлять приоритеты.
Выбирай с мудростью
Вне сомнений, электронные игры могут быть очень увлекательными, особенно если у тебя хорошо получается играть в них. Именно поэтому надо мудро выбирать игры. Спроси себя: «По каким предметам у меня самые лучшие отметки?» Разве не по тем, которые тебе больше всего нравятся? Так часто и бывает: чем больше тебе нравится какой-то предмет, тем большее впечатление он на тебя производит. А теперь задай себе такой вопрос: «Какая игра мне больше всего нравится? А какие нравственные уроки преподносит мне эта игра?»
Не стоит играть в ту или иную игру только потому, что она популярна среди одноклассников. Не бойся принять собственное, осмысленное решение.
НАД ЧЕМ СТОИТ ПОДУМАТЬ
▪ Что бы ты сказал, если бы друг пригласил тебя поиграть в игру, в которой есть жестокость или безнравственность?
▪ Как убедиться, что электронные игры не препятствуют более важным делам?
Как часто ты играешь в электронные игры?
□ редко
□ раз в неделю
□ каждый день
Сколько у тебя уходит времени на одну игру?
□ несколько минут
□ не больше часа
□ больше двух часов
Какие игры тебе больше всего нравятся?
□ гонки
□ спортивные
□ стрелялки
□ другие
Напиши тут название игры, которая явно неприемлема для тебя
․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․․
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Прочитав предыдущую статью, вы, несомненно, поняли, что со времен вашей юности электронные игры далеко шагнули вперед. Как вы можете помочь своему ребенку увидеть потенциальную опасность и избежать ее?
Просто запрещая новинки или догматично утверждая, что все игры — это пустая трата времени, ничего не добьешься. Помните, не все игры плохи. Однако они действительно могут поглощать время и вызывать зависимость. Поэтому приложите усилия, чтобы выяснить, сколько времени ваш ребенок тратит на них. Также определите, какого рода игры его привлекают. Для этого можно задать своему ребенку такие вопросы:
▪ В какие игры чаще всего играют твои одноклассники?
▪ Что в этой игре нужно делать?
▪ Как ты думаешь, почему эта игра всем нравится?
Может оказаться, что ребенок знает об электронных играх больше, чем вы думали! Возможно, он играет в игры, которые вам кажутся неприемлемыми. Если так, не торопитесь его ругать. Воспользуйтесь случаем, чтобы помочь ребенку развить способность отличать хорошее от плохого
Задавайте вопросы, которые помогут ему определить, почему людей так тянет к неприемлемым развлечениям. Например, спросите:
▪ Не чувствуешь ли ты себя «белой вороной» из-за того, что тебе не разрешается играть в эту игру?
Как отмечалось в начале предыдущей статьи, дети порой играют в ту или иную игру, чтобы потом им было о чем поговорить со сверстниками. Если у вашего ребенка подобные мотивы, то вы, скорее всего, будете реагировать иначе, чем если бы у него был интерес непосредственно к отъявленной жестокости
Но что, если вашего ребенка действительно привлекают отрицательные стороны игры? Подростки порой оправдываются, говоря, что на них не влияют виртуальные реки крови: «То, что я делаю это на экране, еще не значит, что я так поступлю в реальной жизни». Если ваш ребенок тоже так думает, обратите его внимание на то, что тяга к насилию на экране может привести к действиям (поступкам) в жизни.
Некоторые специалисты советуют:
▪ Не позволяйте, чтобы ребенок играл в электронные игры в закрытом помещении, например в спальне.
▪ Установите твердые правила. (Например, пока не сделаны уроки, пока семья не поужинала или пока не закончены другие важные дела — никаких игр.)
▪ Подчеркивайте ценность подвижных игр.
▪ Наблюдайте за тем, как ваши дети играют в электронные игры, а еще лучше — время от времени играйте вместе с ними.
Конечно, чтобы давать детям руководство в вопросах развлечений, вам нужна свобода речи. Так что спросите себя: «Какого рода телепередачи или фильмы смотрю я?» Если у вас двойные нормы, не сомневайтесь: дети об этом хорошо знают!
Опасны ли электронные игры?
12-летний мальчик сидит перед экраном компьютера. «Загнав в угол своего безоружного противника, он приставляет к его голове дуло пистолета. „Попался! — злорадно восклицает мальчик, глумясь над своей жертвой.— Теперь не уйдешь!“ И, нажав клавишу, стреляет человечку в лицо. Кровь брызжет тому на белый рабочий халат, и он, покачнувшись, падает навзничь. „Все, тебе конец!“ — говорит мальчик со смехом».
ЭТОТ эпизод из одной компьютерной игры, описанный в статье Стивена Барра «Жестокость на экране компьютера: опасна ли она для ваших детей?», рождает вопрос, который стоит в заглавии нашей статьи («Computer Violence: Are Your Kids at Risk?»). Сегодня в продаже есть свыше 5 000 видов электронных игр. Некоторые из них считаются познавательными, увлекательными и при этом вполне безобидными.
К примеру, одна такая игра знакомит с географией, другая учит управлять самолетом; некоторые игры развивают логическое мышление и умение решать различные проблемы; есть даже такие, которые призваны оказывать на игрока лечебное воздействие. Так, одна из них создана в помощь тем, у кого проблемы с чтением. Некоторые игры помогают молодежи лучше разбираться в компьютерах, что очень важно в наш век техники.
Эксперты бьют тревогу
«В ряде игр присутствует антиобщественная тематика: насилие, секс и сквернословие,— говорит Дейвид Уолш, директор американского Национального института средств массовой информации и семьи.— К сожалению, именно такие игры особенно популярны среди детей и подростков 8—15 лет».
По данным одного проведенного в США исследования, почти 80 процентов видеоигр, наиболее любимых молодежью, отличаются жестокостью. Вот что говорит Рик Дайер, президент компании «Virtual Image Productions»: «Игры перестали быть просто играми. Они превратились в средство обучения. И мы учим детей получать радость, нажимая на курок. [...] Однако мы не побуждаем их задуматься, к каким последствиям это приводит в реальной жизни».
В 1976 году общественный протест против агрессивных игр вызвала приставочная игра «Смертельная гонка» («Death Race»). Она сводилась к тому, чтобы автомобилем сбивать пешеходов, пересекающих экран в различных направлениях. Побеждал тот, кто задавит больше всего людей. Современные, более хитроумные игры отличаются лучшей графикой и создают у игрока иллюзию того, что он на самом деле совершает самые кровавые зверства.
К примеру, в игре «Кармагеддон» («Carmageddon») к тому времени, когда игрок проходит все уровни, он успевает догнать и убить до 33 000 человек. В аннотации ко второй части игры сказано: «Жертвы, попав под колеса вашего автомобиля, хрипят, их кровь брызжет на лобовое стекло; более того, они падают на колени, моля о пощаде, или кончают жизнь самоубийством. При желании вы можете расчленить их тела».
Так ли безобидны подобные имитации насилия? Этому вопросу посвящено около 3000 различных исследований. По мнению многих, насилие в играх порождает в игроках повышенную агрессивность, и подтверждение тому — случаи жестокости среди молодежи.
Некоторые эксперты приуменьшают воздействие таких игр, указывая на другие факторы, например на то, что игры с насилием, возможно, предпочитают те дети, у которых уже есть наклонность к агрессии. Даже если это так, то разве жестокие игры ее не усугубляют? Было бы нелепо утверждать, будто на людей не влияет то, что они видят. Ради чего тогда на телевизионную рекламу тратятся миллиарды долларов?
«Вкус и навык к убийству»
Военный психолог Дейвид Гроссман в своей книге «Об убийстве» пишет, что механизм воздействия электронных игр схож с боевой подготовкой, во время которой солдаты учатся преодолевать врожденный барьер перед совершением убийства («On Killing»). К примеру, было обнаружено, что у многих пехотинцев отвращение к убийству исчезает, когда во время учений они стреляют не по обычным мишеням, а по мишеням в виде человеческих фигур. Такой же эффект, по мнению Гроссмана, оказывают и пропитанные насилием игры: они прививают детям «вкус и навык к убийству».
По данным исследования, опубликованным в «Журнале психологии личности и социальной психологии», жестокие видеоигры и компьютерные игры даже более опасны, чем теле- и кинофильмы с насилием, поскольку, играя, человек отождествляет себя с персонажем, совершающим насилие («Journal of Personality and Social Psychology»). Фильмы делают человека наблюдателем, а компьютерные игры — своего рода участником жестоких действий. К тому же фильм длится пару часов, а за одной видеоигрой ребенок в среднем может провести до 100 часов.
В ряде стран разработана система классификации, с тем чтобы выявлять игры, которые несут в себе заряд жестокости и предназначены только для взрослых. Однако такая система полезна лишь в той мере, в какой ею пользуются. В результате проведенного в США опроса выяснилось, что 66 процентов родителей понятия не имеют об этой системе классификации. Глава Совета по рейтингам развлекательного программного обеспечения считает, что данная система изначально не имела целью препятствовать детям покупать те или иные игры. Он говорит: «Мы не беремся навязывать кому-то свою точку зрения. Мы даем родителям информацию, и это уже их дело решать, что подходит их детям, а что нет».
Игры, вызывающие зависимость
В онлайновых играх нового поколения могут участвовать пользователи Интернета со всего мира. Каждый по своему выбору выступает в роли того или иного персонажа. Успехи, которых персонаж достигает, преодолевая различные препятствия, игрок воспринимает как свои собственные. То время, которое он проводит в роли данного персонажа, становится своего рода «капиталовложением», которое дает игроку чувство удовлетворения. Поэтому его снова и снова тянет играть. Для некоторых игра становится настоящим пристрастием, и этим отчасти объясняется то, что онлайновая игра порой продолжается месяцами, даже годами.
Согласно сообщению журнала «Тайм», в последнее время в Южной Корее большой популярностью пользуется онлайновая игра «Lineage». Действие ее разворачивается в средневековом мире. Игроки последовательно проходят различные уровни игры, стараясь достичь особого статуса. Некоторые подростки просиживают за компьютером всю ночь напролет, а на следующий день в школе их клонит ко сну. Их родители беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять. Один юный любитель компьютерных игр сказал: «Когда я общаюсь с людьми в сети, то кажусь им умным и элегантным. А когда они видят меня в жизни, они советуют мне похудеть».
Корейский психолог Чжунмо Квон видит причину популярности «Lineage» в следующем: «В Корее в реальной жизни приходится подавлять свои потребности и тайные желания. В игре они реализуются». Таким образом молодежь уходит от реальности в вымышленный мир. Вот какую меткую характеристику дает любителям компьютерных игр один обозреватель: «Для сетевого игрока вымышленный мир гораздо привлекательнее реального. Жизнь вне игры у него сводится лишь к зарабатыванию минимума средств, необходимых для продолжения игры».
Влияние на организм
По данным статистики, полученным в США, в среднем шестиклассник смотрит телевизор 4 часа в день,— и это не считая того времени, которое он проводит за различными играми перед экраном компьютера или телевизора. В 1995 году результаты опроса показали: 60 процентов детей признают, что часто играют дольше, чем собирались. Нередко из-за этого они запускают учебу. Как выявили проведенные в Японии исследования, компьютерные игры стимулируют у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому им нужно больше читать, писать и считать. Кроме того, для стимуляции работы мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на воздухе и больше общались с другими.
По некоторым оценкам, около 40 процентов американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность — следствие долгих часов, проведенных за телевизором или компьютером. Одна компания даже разработала специальные тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютерных игр. Но разве не лучше было бы посвящать этим играм не так много времени, чтобы его хватало и на другие занятия, необходимые для разностороннего развития личности ребенка?
А вот еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что по меньшей мере каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблемы со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулируется выделение слезнойжидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения.
Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут*.
Всемирная индустрия процветает
Спрос на онлайновые игры, похоже, растет повсеместно. Открывается все больше оборудованных компьютерами Интернет-кафе, где посетители за плату могут играть в сетевые игры. Нередко случается, что подростки за месяц оставляют в таких заведениях до 200 долларов.
Игровая индустрия, безусловно, процветает. Согласно прогнозам, за следующие 5 лет рынок онлайновых игр расширится более чем на 70 процентов.
Однако нельзя забывать о негативной стороне этой процветающей индустрии. Она таит в себе определенные опасности. Никто из нас не сможет безо всяких последствий рисковать здоровьем, терять массу времени и денег или приучать себя к насилию и убийству. Детям тем более все это не сулит ничего хорошего. Тогда можно ли утверждать, что электронные игры всегда способствуют развитию детей и не приносят никакого вреда? Дейвид Уолш, упоминавшийся выше, предупреждает: «Воздействие развлекательных программ, очевидно, сильнее, чем мы думаем». Он добавляет: «Если родители заботятся о благополучии своих детей, им следует быть в курсе изменений, происходящих в мире средств массовой информации».
Как и было записано в Библии, «сцена этого мира меняется» (1 Коринфянам 7:31). И быстрее всего, похоже, меняется индустрия развлечений. Многие родители просто теряются, когда пытаются уследить за всеми тенденциями и поветриями, которые каждый день влияют на жизнь их детей. Но отчаиваться не стоит. Есть немало тех, кому удается хорошо воспитывать своих детей, помогая им сосредоточиться на том, что действительно важно. Детям так же, как и взрослым, нужно сознавать: основных человеческих потребностей не удовлетворят никакие развлечения, предлагаемые нам средствами массовой информации, будь то компьютер, телевизор или что-то еще. Истинное счастье, как когда-то сказал Иисус Христос, могут обрести люди, «осознающие свои духовные потребности» (Матфея 5:3).
Кроме того, некоторые советуют всем пользователям компьютеров каждые 15 минут давать глазам отдых: переводить взгляд с экрана на отдаленные предметы. Другие рекомендуют сидеть не менее чем в 60 сантиметрах от монитора и не работать с компьютером в утомленном состоянии.
Некоторые негативные стороны ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР
▸ Жестокие видеоигры и компьютерные игры способствуют агрессивному поведению.
▸ Играя в электронные игры, можно не только видеть насилие, но и чувствовать, будто сам его совершаешь.
▸ Впечатлительные люди могут потерять грань между игрой и реальностью.
▸ Пристрастие к электронным играм, как и любая другая зависимость, может заставить человека забыть о своих обязанностях и стать невнимательным к людям.
▸ Из-за увлечения электронными играми у детей может не оставаться времени на важные дела: учебу, общение с другими, а также на игры, развивающие творческие способности.
▸ При длительном сидении перед экраном глаза перенапрягаются.
▸ Недостаток физической активности, которым чревато увлечение играми, может привести к ожирению.
▸ Электронные игры крадут время и деньги.
Как избавиться от пристрастия
23-летний христианин по имени Томас вспоминает: «Когда я учился в школе, мне некогда было делать уроки из-за увлечения компьютерными играми. Впоследствии они принесли мне еще немало вреда.
Позволить ли ребенку играть в электронные игры?
Со времен вашей юности электронные игры шагнули далеко вперед. Как вы можете помочь своему ребенку увидеть потенциальные опасности и избежать их?
Просто запрещая новинки или догматично утверждая, что все игры — это пустая трата времени, ничего не добьешься. Помните, не все игры плохи. Однако они могут вызывать зависимость. Поэтому выясните, сколько времени ваш ребенок на них тратит. Также определите, какого рода игры его привлекают. Можно задать ему такие вопросы:
● В какую игру чаще всего играют твои одноклассники?
● Что в этой игре нужно делать?
● Почему она всем нравится?
Может оказаться, что ребенок знает об электронных играх больше, чем вы думали! Возможно, он даже играет в игры, которые вам кажутся неприемлемыми. Если так, не торопитесь его ругать,спросите:
● Чувствуешь ли ты себя обделенным из-за того, что тебе не разрешается играть в эту игру?
Иногда дети играют в ту или иную игру, чтобы потом было о чем поговорить со сверстниками. Если у вашего ребенка подобные мотивы, то вы, скорее всего, будете реагировать иначе, чем если бы у него был интерес непосредственно к откровенной жестокости
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...?
В 2006 году в Амстердаме (Нидерланды) открылась первая в мире реабилитационная клиника, где лечат исключительно от пристрастия к играм в Интернете.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ!
Если друг предложит мне поиграть в жестокую или безнравственную электронную игру, я скажу ему... ․․․․․
Я хочу ограничить время, которое трачу на электронные игры до ․․․․․ в неделю и для этого я... ․․․․․
Вопросы, которые я хочу задать родителям: ․․․․․