I
1
2
II
1
2
3
4
5
III
1
|
Стадия «Вызов»
Вступительное слово
- Что за книгу ты читаешь? – спросил меня десятилетний сын.
- Это книга о детях и о границах, - ответила я.
Сын немного подумал и сказал:
- Я люблю устанавливать границы, но мне не нравится, когда меня ограничивают.
Тема собрания: «Нужны ли границы в отношениях с детьми?»
Вступительная беседа.
Мой сын ничем не отличается от других представителей человечества.
Нам всем нравится возводить границы, но не нравится слышать о границах других.
Мы – родители – оберегаем ребенка и возводим вокруг него внешние границы.
- Назовите ассоциации к слову «граница».
(линия, черта, разделение …)
Создавать и соблюдать границы – задача непростая, но при правильном подходе достижимая.
Наша задача – помочь ребёнку выстроить в себе внутренние границы: ответственность, самообладание, которые дадут ему внутреннюю свободу.
Стадия «Осмысление»
Я предлагаю каждому из вас прочитать небольшой рассказ и ответить на данный вопрос.
- О чем задумалась Наталья?
Обсуждение
Беседа
Мы воспитываем своих детей сегодня, не задумываясь об их будущем, решая текущие проблемы. А ведь одна из задач воспитания – представлять себе то, что будет потом.
Родители ведут себя с детьми в соответствии со складом своего характера. Например, Наталья по натуре относится к разряду «помощников»» и с радостью помогает сыну. Родителям свойственны разные стили воспитания. Покладистым родителям безразлично, что творится в комнате ребёнка. Строгие родители сурово наказывают и за менее значимые проступки, чем неубранная постель.
Очевидно, что в процессе воспитания следует использовать различные приёмы. Иногда нужно помочь – не вмешиваться, иногда – строго наказать. Но всегда необходимо помнить о главном: стоит ли за всеми вашими действиями единая цель или вы поступаете бездумно, идете на поводу у своего характера, воспитания, требований, страхов?
Люди по-разному понимают слово «характер». Одни считают, что человек с характером – нравственный и честный человек.
А как считаете вы, кого можно назвать «человек с характером»?
Обсуждение понятия «характер».
(Из словаря В.И.Даля)
ХАРА?КТЕР - это нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца.
Беседа.
Характер определяет, на что способен или не способен человек, его нравственные устои, его отношения с окружающими, его подход к работе, поведение в конкретных ситуациях. Если перед ним стоит конкретная задача, как он решает её? Умеет ли он любить? Способен ли быть ответственным? Умеет ли сопереживать ближнему? Развивает ли данные ему таланты? В состоянии ли решить возникающие вопросы? Как воспринимает неудачу?
Если будущее человека зависит от склада его характера, то какой должна быть основная цель воспитания?
Высказывание предположений.
Основная цель воспитания – помочь ребёнку выработать такой характер, который проведёт его по жизни, обеспечит ему безопасность, плодотворность и радость.
Главная цель воспитания – развивать в ребёнке характер, способный обеспечить его будущее благополучие.
Поэтому мы говорим, что будущее начинается сегодня. Вы, родители, помогаете созидать будущее ребёнка. Те стереотипы поведения, которые дети усвоят в раннем возрасте (их характер), повлияют на их жизнь.
Народная мудрость гласит: «Учи ребёнка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путём».
Ребёнку необходимо знать, каков он, каковы его обязанности, что его обязанностями не является. Если он знает, что мир требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то научится жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложится удачно. Если же в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о границах его личного пространства (за что он несёт ответственность) и о границах других (за что они несут ответственность), у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни.
Дети не рождаются с готовыми границами личного пространства. Они их усваивают благодаря общению и дисциплине. Чтобы дети поняли, кто они такие и за что несут ответственность, родители должны установить четкие границы в отношениях с ними и строить эти отношения таким образом, чтобы дети осознали собственные границы.
Какие качества могут развиться у детей, если у них будут четко установлены границы в отношениях?
- Четкое ощущение того, кто они такие
- Представление о том, за что они отвечают
- Способность самим делать выбор
- Понимание того, что если сделан правильный выбор, то всё сложится хорошо, а если неправильный, то им придется страдать
- Истинная любовь основывается на свободе
Процесс воспитания можно рассматривать с различных точек зрения. Кто-то видит в родителе тренера, кто-то надзирателя, кто-то друга.
В обязанности родителя входят выполнение трёх основных функций:
- Опека
- Руководство
- Источник существования
Предлагаю рассмотреть функции родителя, выписать для себя самые важные мысли и поделиться ими с членами группы.
Стадия «Рефлексия»
Когда Александр научится отвечать за себя?
(Мама установила определённые границы в отношениях. Границы изменили ситуации) В завершении нашего собрания напишите, пожалуйста, резюме.
«Я понял, что …»
Желающие зачитывают своё резюме.
|
Родители делятся на группы.
Родители называют ассоциации
Родители читают рассказ. Индивидуальное задание.
(Приложение 1)
Обсуждение в группе.
На вопрос отвечает один представитель из группы.
Индивидуальное задание.
Обсуждение в группе.
Родители (один представитель от группы) зачитывают свои предположения – ответ на вопрос «Кого можно назвать человек с характером?»
Обсуждение в группе.
Высказывание предположений.
Индивидуальное задание.
Обсуждение в группе.
Высказывание предположений.
Родителям выдаются по одному тексту. В ходе чтения они записывают основные мысли. Сначала ведется работа индивидуально, потом коллективно.
Обсуждают написанного.
№1 – опека
№2 – Руководство
№3 – Источник существования
(Приложение 2)
Родители пишут резюме (индивидуально)
|