Родительское собрание на тему
«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»
Цель: выявить признаки успешного общения, вооружить родителей навыками развития общения
Задачи:
1Оценить значимость процесса общения и выявить его особенности при взаимодействии с детьми.
2.Вооружить родителей навыками развития общения с детьми для использования их в семейной практики.
Форма: обучающий семинар
Оборудование (подбор вопросов и значимых для участников ситуаций по теме родительского собрания
Цитаты:
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» ( У Джеймс)
«Научись слушать. И ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо» (Плутарх)
Тема сегодняшнего родительского собрания продиктована жизнью. Наши дети взрослеют. Утверждают себя. А принятая в семье практика общения, зачастую основана на запретах, подавление личности ребенка или на вседозволенности. Мы, взрослые, обременены своими проблемами и, порой, увы, не находим времени, чтобы поговорить с сыном или дочерью, вникнуть в то, что важно для них. А потом они уже и сами не находят к нам; так как утрачивается что-то очень ценное в отношениях родителей и детей, теряется доверие и взаимопонимание.
В отрочестве общение подростков с родителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к раннее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на эти противодействия, проявляемые по отношению к взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержки этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Причины неумения слушать и слышать ребенка:
1.Собственные предубеждения: вы уверены, что все, что будет сказано ребенком неправильно, либо неинтересно, и слушаете лишь формально.
2. Сосредоточенность на отдельном, единичном. Когда вы не согласны с чем-то конкретным, вы сосредоточиваете все свои чувства и внимание на этом. В этом случае все остальное не достигнет вашего сознания.
3. Настрой. Готовность. Следует убедить себя в том, что как бы вам ни было некогда, ваша беседа с ребенком очень поможет ему.
Отвлекитесь от своих проблем, не жалейте времени, не оставляйте ребенка одного.
4.Элемент эгоизма. Вы думаете, что вы единственный, кто все знает, и ваше мнение более важно, чем другого.
Предлагаю вам несколько приемов слушания вашего ребенка, я надеюсь, помогут вам в практике вашего воспитательного взаимодействия с вашими детьми:
Дайте возможность ребенку высказаться.
Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь со своими замечаниями.
Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.
Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность себя уверенно
Покажите ребенку, что вы поняли его. Перескажите своими словами его мысли. Это обычно начинается со слов «Как я тебя понял..», «Ты считаешь..», «Ты, наверное, расстроен тем, что..»
Ну и конечно, обнимите ребенка, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности, уверенности в себе.
Учитывая мнение психологов о том, что информацию о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение. В частности. Через наблюдение за глазами собеседника:
-широко открытые (вытаращенные) глаза- удивление, изумление;
-полностью закрытые глаза - мечтательность, сентиментальность.
-закрытые, «занавешенные» глаза - скука, покорность.
-суженный или прищуренный взгляд- хитрость, коварство.
-сверкание глазами - нервозность, агрессия.
-сужение или расширение зрачка - возбуждение, страх.
Кроме «открытости» глаз. Большое значение имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:
-прямой взгляд-готовность к контакту
-взгляд направленный вдаль,- раздумье, сомнение;
-взгляд направленный «сквозь» партнера,- скрытая агрессия;
-взгляд с боку-ценизм,
-суженный взгляд сбоку - пренебрежение, презрение;
-взгляд снизу - покорность;
-взгляд сверху вниз - гордость, высокомерие;
-уклоняющийся взгляд-робость, боязливость.
Как научить детей общаться
Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.
Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.
Социальный успех определяется следующими условиями:
Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность-это гораздо больше , чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если ваши дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составит труда непринужденные беседы с другими людьми.
Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным, отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом
Советы родителям по развитию у детей навыков общения
1.Когда вы раздражены. Начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.
2.Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, завтра дети будут плохо говорить о вас.
3.Мы должны приучать ребенка говорить «Спасибо». Но приучайте его и старомодному «Благодарю тебя» и, конечно, «Здравствуйте»
4.Не избегайте ласковых слов и прикосновений к своим детям. Ласковые слова и прикосновения снимут напряжение.
5.Вежливость воспитывается только вежливостью.