Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский ясли-сад компенсирующего специального типа №6
«Золотой ключик»
Родительское собрание
для родителей будущих первоклассников.
Тема : «Первые шаги к школе.
Искусство общения с детьми»
Форма проведения: круглый стол с элементами тренинга.
Проводит:
Психолог Волошина Л.В.
2017 г.
г.Стаханов
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинский
План проведения.
Просмотр фильма -интервью «Школа» (беседы с детьми старшего дошкольного возраста о школе ).
О результатах анкетирования. Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Теоретическая часть.
* Информация о школьной готовности детей дошкольников.
* О специфике работы психолога по подготовке детей к школе (коррекционно-развивающей и восстановительной работе с детьми, имеющих нарушения зрения и речи).
* Искусство общения с детьми.
3. Экспресс-тест родителями «Разноцветные шары» .
4. Рассматривание детских работ «Моя семья» и обмен мнениями.
5. Упражнение «Ласковое имя».
6.Упражнение «Ладошка» (-позитивное пожелание ребенку).
7.Притча — вдохновение «Об отце и сыне».
8.Раздача буклетов по теме «Скоро в школу», «Меню для первоклассника.».
9.Подведение итогов.
Предварительная работа: сьемка видеофильма (детские интервью, дети в деятельности), детские рисунки по теме «Моя семья», обработка анкет для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?», разработка и оформление буклетов.
Оборудование и материал: ноутбук, фильм-ролик о детях, карандаши простые и цветные, белая бумага А4, интерактивная доска , наглядный материал по теме детские рисунки «Моя семья», заготовки детской ладошки из бумаги, буклеты по теме «Скоро в школу», анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».
Ход собрания :
-- Уважаемые родители, сегодня у нас родительское собрание будет проходить в необычной для вас форме. Это беседа за круглым столом с элементами тренинга.
Меня зовут Любовь Владимировна , я психолог этого детского сада. Я хочу предложить вам начать нашу встречу с просмотра небольшого фильма о ваших детях , как они играют , чем любят занимаются. Я взяла у них интервью на тему : «Хотят ли дети идти в школу? Знают ли они что такое школа ? Хотели бы они пойти в школу или остаться еще в детском саду ?»
Психолог вместе с родителями смотрит фильм по ноутбуку, после просмотра фильма живая беседа об увиденном и собеседование по анкетам (по необходимости).
Педагог подводит итог выступлениям родителей.
- Сегодня мы поговорим о том каким, должен быть первоклассник? Этот вопрос интересует как воспитателей, так и учителей. и конечно, же родителей. Известно, что переход от дошкольного детства к школьному обучению --- очень важный период в жизни ребенка.
К ребенку предъявляются новые требования. А готов ли ребенок к новой социальной роли?
Что ребенку нужно знать и уметь, чтобы успешно учиться в школе и не испытывать трудностей. Кто должен готовить ребенка к школе? Кто отвечает за успешное обучение ребенка? Детский сад, семья, учителя? Подходить к вопросу готовности к обучению в школе необходимо комплексно, нельзя выделить какой-то один важный компонент. Что я имею в виду? Это «готовность ребенка к школе». Это целенаправленный организованный процесс, который предполагает и личностное, и психологическое, и социальное развитие ребенка.Есть еще и такое понятие как «жизненная компетентность ребенка, благодаря которой, ребенок своевременно и легко адаптируется к новой среде, легко овладевает знаниями в школе и умениями получать учебные навыки. Вот здесь огромную роль играет детский сад.
Так как вся работа детского сада направлена на всестороннее развитие основных процессов учебной деятельности : развитию познавательных способностей детей и эмоционально-волевой сферы. Современный мир переживает коренные изменения в подходах обучения, развития человека, его личности и культурных качествах, в частности, в дошкольном воспитании.
Общеизвестно, что 85% знаний, которыми владеет человек – он получает в дошкольном возрасте. как раз, когда развиваются познавательные психические процессы :память, речь, внимание, мышление, восприятие ,что есть фундаментом успешного обучения .Известные ученые , психологи, физиологи, педагоги доказали, что возраст до 5 лет называют «золотым периодом человека». Так как навыки ,знания, умения, приобретенные в этом возрасте не забываются на протяжении всей жизни и дают возможность уверенно чувствовать себя всю жизнь. Практика показывает, что многие родители понимают «готовность к школе» достаточно узко: это умение читать и считать.
А одним из важных аспектов обучения в школе является психологическое развитие ребенка.
А это :
- мотивационное развитие (желание идти в школу осознанно, хотеть учиться, хотеть больше знать и т.д.)
-эмоционально-волевое развитие (умение регулировать свое поведение, в разных жизненных ситуациях, умение общаться со сверстниками и взрослыми, давать адекватную самооценку своему поведению и деятельности, ответственность, дисциплинированность, умение доводить дело до конца)…
-физическое развитие и состояние здоровья ребенка .Оно одно из важных составляющих психического здоровья, то есть это рост , вес, состояние зубов (постоянных и молочных), двигательная активность, развитие мелкой моторики, насколько крепкая нервная система детей 6-ти лет ( т. к. в 1 классе дети очень быстро утомляются от школьных перегрузок ,однообразного вида деятельности, монотонных движений во время письма…).
-интеллектуальное развитие ребенка .Оно зависит от уровня развития речи, памяти, внимания, а главное, умение пользоваться уже приобретенными знаниями.
Прежде всего ребенку нужно научиться себя контролировать, чтобы выдержать урок и внимательно вы слушать учителя, писать ,читать, развивать моторику.
Четкая правильная речь -звукопроизношение помогают ребенку правильно и грамотно писать и высказывать свои мысли. До 7 лет ведущая деятельность у ребенка -игра!
Поэтому обучать детей нужно только через игру!
Итак: готовить детей к школе или нет? или все придет само собой? Спешить или подождать? Надо четко уяснить ,что не следует выполнять программу 1 класса, а нужно создать условия для общего развития ребенка!
Психолог предлагает родителям небольшой экспресс-тест .
Игра- тест «Разноцветные шары».
Цель: узнать у родителей на сколько хорошо они знают своих детей.
--- Уважаемые родители! Предлагаю Вам поиграть в игру .Нужно выбрать цветной шарик для своего ребенка. Какой цвет любит Ваш ребенок такой и выбрать шарик А потом мы сравним выбор детей и родителей .
Педагог показывает шарики детей, сравнивает результаты, проводится обмен мнениями.
Психолог толерантно и очень дипломатично подводит итог игры ,дает возможность родителям пережить чувство радости или неудачи, благодарит всех и предлагет поаплодировать в поддержку за игру.
--- А сейчас я хотела бы продолжить наше общение и провести с вами игровой тренинг.
Но, для начала, давайте вспомним , как вы общаетесь с детьми.
Общение с детьми -это не а бы какое искусство со своими законами и механизмами. Взрослые не всегда умеют правильно общаться с ребенком. А отсюда результат- конфликт, непонимание, отсутствие теплых дружеских взаимоотношений. Для современной семьи очень важно установить адекватные взаимоотношения между членами семьи, а особенно между родителями и детьми. Я предлагаю вам поиграть.
Психолог предлагает поиграть в игру «Ласковое имя»
--- Назовите свое имя так ,как в детстве вас называла мама .
Например: Миша- Мишунчик , Мишастик… и т. д.
Используя красивый искусственный цветок, педагог передает слово по очереди всем родителям и предлагает называть свое имя и передавать цветок по кругу до тех пор ,пока все родители не примут участие.
-Скажите, что вы чувствовали, когда вспоминали свое имя и кто вас так называл?
Я обратила внимание, что практически все улыбались и на лицах было приятное настроение.
Беседует на эту тему, от чего и почему улыбка и приятные воспоминания.
-- Оказывается , как много значит для человека его нежное, ласковое имя ,в котором чувствуется любовь и забота. Предлагаю Вам вспомнить, есть ли у Вас ласковое имя для своего ребенка, а если нет --- то предлагаю его придумать и пользоваться им ,т.к. это еще одна из эмоциональных связей между родителями.
Родители во всем мире воспитывают своих детей 3 путями: Властью, Уступчивостью, Диалогом. Какие же последствия имеет данное воспитание ?
Власть- этот путь, который основывается на убеждениях взрослых, что они лучше знают, умеют, больше понимают и демонстрируют ребенку кто в семье ГЛАВНЫЙ.
Дети обязаны подчиняться их воле без лишних слов и дискуссий, диалогов.
Такое поведение родителей вызывает у ребенка страх, злость, гнев, несправедливость, обиду, униженность, стыд. У ребенка появляется убеждение, что его не понимают, а возможно, не любят, он лишний. А в поведении ребенка может возникнуть упрямство, ложь, агрессия, враждебность, лицемерство, бунт, ложное послушание или заискивание.
И как следствие -заниженная самооценка, неверие в свои собственные силы, боязнь трудностей, зависимость от чужих мнений и оценок. И в такой семье возникает холодность взаимоотношений, враждебность, конфликты и непрязнь. Семья превращается в поле битвы.
Уступчивость-это спокойствие семьи.Ради спокойствия в семье родители уступают во всем. Подчиняются воле ребенка, хотя внутренне они напряжены и раздражены. У них появляется много претензий к детям. Ребенок привыкает ,чтобы его слушали, ведь ему надо быть только настойчивым и упрямым. Родители все сделают для него. Ребенок диктует свою волю с помощью крика, плача, шантажа. Давлением , измором и манипуляциями добивается своего.
В результате — он растет эгоистом, импульсивным ребенком. У него возникают проблемы в коллективе сверстников . А родителям, как следствие, тяжело быть с ребенком, он им мешает и тяготит.
Диалог—это когда родители постоянно общаясь с ребенком, ищут оптимальные пути решения вопросов. Помогая, уступая, объясняя, идут на компромиссы , могут сказать «да» или «нет» , когда есть в этом необходимость. Поэтому ребенок чувствует себя взрослым, знает, что с ним считаются, уважает родителей. Растет ответственным и самостоятельным. Это самый эффективный путь воспитания детей.
Далее психолог рассматривает детские рисунки на тему «Моя семья», дает общую установку на , что обратить внимание: кто нарисован, кого ребенок забыл нарисовать или кому не хватило места на листе бумаги, какой использовал цвет при раскрашивании, и нарисовал ли ребенок себя. Предлагает родителям поразмышлять над детским рисунком , и уточняет, что у кого будут вопросы, то можно будет в индивидуальном порядке проконсультироваться после собрания.
Упражнение «5 добрых слов»
Цель: содействовать позитивному мышлению по отношению к своему ребенку.
Каждому родителю дается вырезанная из бумаги детская ладошка, предлагается написать на каждом пальчике позитивные качества характера своего ребенка. А в центре ладошки написать пожелание ребенку.
После выполнения работы психолог спрашивает, есть ли у родителей желание зачитать свои записи. Аплодисменты.
-- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю-притчу для вдохновения.
Притча «Отец и сын»
Цель: Способствовать возникновению вдохновения в эмоционально-ценностном воспитании своего ребенка .
« Отец пришел с работы. Он был уставший и нервный. Его встречает 5-ти летний сын.
- Папа , можно я спрошу у тебя?
- Конечно, - отвечает отец.
-Папа ,а какая у тебя зарплата?
-Зачем тебе? -- рассердился отец.
-Ну, пожалуйста, скажи сколько ты получаешь за 1 час?
-- А что? Ну 100 рублей.
- Папа , а ты можешь мне дать 50 рублей?
- Ты просишь, чтобы я дал тебе денег на какую-то игрушку или ерунду? Иди спать , не будь таким эгоистом. Я работаю целый день , страшно устаю, а ты только о себе и думаешь.
Сын ушел к себе в комнату, отец был расстроен и обозлен. Но он очень любил своего сына.
И со временем, успокоившись, подумал, что зря накричал на сына. Ведь он раньше никогда не просил денег.
Отец пошел к сыну в комнату.
-Сынок, ты спишь?
-Нет, папа.-
- Я был не прав накричав на тебя. У меня был тяжелый день и я так устал.Прости меня. Вот держи деньги, что ты просил.
Ребенок обрадовался и достал из-под подушки еще деньги, пересчитал.
-Зачем ты просил деньги, если у тебя уже есть.
-Я хочу купить 1 час твоего времени, чтобы ты побыл вместе с нами. Пожалуйста, приди завтра раньше на 1 час …
Педагог дает родителям время на размышление.
В конце собрания психолог просит высказаться или обменяться мнениями о собрании, раздает буклеты всем родителям «Скоро в школу !» и «Меню для первоклассника».
Литература:
1.Детская психология . А.А.Любленская , М. 2000г.
2.Подготовка к школе. Ильина М.Н., Санкт-Петербург, 2000г.
3. Журнал «Психолог» 2013 г, №33 стр.17
4. Журнал «Психолог дошкiлля», 2013 г., №7 стр.14
5. Как подготовить ребенка к школе. Наталья Чивикова, М., 2000 г.
.