Родительское собрание «Знакомство с ФГОС: от идеи до внедрения».
В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Динамично меняющийся мир требует от человека новых умений и навыков.
К сожалению, в социально-экономической жизни страны все очевиднее негативные проявления, связанные прежде всего со сменой ценностных ориентиров.
Социальные и моральные вызовы школьному образованию
Морально-нравственная дезинтеграция общества.
Низкий уровень доверия и социальной солидарности.
Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта.
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций.
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования.
Усиление миграционных процессов.
Недостаточный уровень воспроизводства населения.
Снижение физического, социального и психического здоровья населения.
В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, способного проектировать свое будущее, ведущий здоровый образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество.
Задачи модернизации школьного образования нашли отражение в таких документах, как «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
Главная цель
Новое качество жизни
Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без
Новые задачи образования
Образование должно обеспечить
Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса.
Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан.
Человек ХХI века
Ориентированность на знания и использование новых технологий.
Активное стремление расширить жизненный горизонт.
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
Активное финансовое поведение.
Здоровый и безопасный образ жизни.
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Почему возникла необходимость введения новых стандартов? Во-первых, это диктуется происходящими изменениями в нашей жизни, в системе образования. Во-вторых, стандарты первого поколения выполнили важную задачу: они обеспечили нормативно-правовое регулирование содержания и результатов школьного образования в условиях многообразия образовательных систем 90-х годов прошлого века.
Кроме того, в обществе в последние годы нарастала неудовлетворенность образовательными результатами, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям, устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.
Особенность нового стандарта заключается в том, что он рассматривается как общественный договор и как новый тип взаимоотношений между различными участниками образовательного процесса. В основе договора лежит принцип взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации образовательной политики. А одним из важнейших признаков конструктивной образовательной политики в этом случае выступает взаимная ответственность за результаты образования и принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей) по достижению качества образования.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
СЕМЬЯ
ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО
Стандарт является нормативным правовым актом, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. Стандарт утверждается Министерством образования и науки РФ. ФГОС общего образования вводится в действие поэтапно.
Предмет и сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно, с единых системных позиций никогда не нормировались. Стандарт нового поколения включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Новое понимание стандарта как системы требований закреплено в статье 7 Закона РФ «Об образовании». Введение Стандарта в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, существенно увеличило возможность учета национальных, этнокультурных, местных особенностей школ.
Задача системы образования в свете ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)
разрабатывать новые образовательные программы;
программы по предметам;
применять эффективные образовательные технологии;
совершенствовать условия обучения
Разделы основной образовательной программы начального общего образования:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
базисный учебный план образовательного учреждения, включающий внеурочную деятельность;
рабочие программы отдельных учебных предметов;
программа формирования универсальных учебных действий;
система оценивания учебных достижений, принятая школой;
программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
примерная программа коррекционной работы.
ФГОС направлен на достижение НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИДЕАЛА:
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - справедливо утверждал Т.Рузвельт
Основные задачи духовно-нравственного развития и
воспитания школьников
Формирование у обучающихся:
Личностной культуры.
Семейной культуры.
Социальной культуры.
Личностная культура
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.
Семейная культура
Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.
Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.
Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия.
Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи.
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.
ФГОС определяет основные группы универсальных учебных действий
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ рассматриваются относительно трех видов результатов:
Личностные
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать
Выявление предметных, метапредметных и личностных результатов
Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);
Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации
К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические
взгляды, политические предпочтения и др.) ;
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,
гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие:
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
умения учебно-познавательной, исследовательской,
практической деятельности, обобщенные способы
деятельности
коммуникативные и информационные умения
умение оценивать объекты окружающей
действительности с определенных позиций
способность к контролю и самоконтролю
способность к творческому решению учебных и
ФГОС определяет требования к учебному плану образовательного учреждения. Учебный план
содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;
определяет состав обязательных учебных предметов соответствующих предметных областей, входящих в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса и направления внеурочной деятельности;
определяет способы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
Часть учебного плана, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся
Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность
для учащихся первого класса организуется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность.
Как утверждал Джавахарлал Неру: «Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий».
Надеемся, что при понимании и поддержке родителей нам удастся в полной мере реализовать задачи ФГОС.
5