СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание по ФГОСам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность нового стандарта заключается в том, что он рассматривается как общественный договор и как новый тип взаимоотношений между различными участниками образовательного процесса. В основе договора лежит принцип взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации образовательной политики. А одним из важнейших признаков конструктивной образовательной политики в этом случае выступает взаимная ответственность за результаты образования и принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей) по достижению качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по ФГОСам»

Родительское собрание «Знакомство с ФГОС: от идеи до внедрения».

В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в международном сообществе в целом произошли существенные социальные и экономические перемены. Динамично меняющийся мир требует от человека новых умений и навыков.

К сожалению, в социально-экономической жизни страны все очевиднее негативные проявления, связанные прежде всего со сменой ценностных ориентиров.

Социальные и моральные вызовы школьному образованию

  • Морально-нравственная дезинтеграция общества.

  • Низкий уровень доверия и социальной солидарности.

  • Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта.

  • Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.

  • Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций.

  • Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования.

  • Усиление миграционных процессов.

  • Недостаточный уровень воспроизводства населения.

  • Снижение физического, социального и психического здоровья населения.

В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, способного проектировать свое будущее, ведущий здоровый образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество.


Задачи модернизации школьного образования нашли отражение в таких документах, как «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
Главная цель
Новое качество жизни

Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без

  • модернизации демократии

  • формирования новой экономики


Новые задачи образования
Образование должно обеспечить

  • Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.

  • Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.

  • Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса.

  • Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан.

Человек ХХI века

  • Ориентированность на знания и использование новых технологий.

  • Активное стремление расширить жизненный горизонт.

  • Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.

  • Активное финансовое поведение.

  • Здоровый и безопасный образ жизни.

  • Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

Почему возникла необходимость введения новых стандартов? Во-первых, это диктуется происходящими изменениями в нашей жизни, в системе образования. Во-вторых, стандарты первого поколения выполнили важную задачу: они обеспечили нормативно-правовое регулирование содержания и результатов школьного образования в условиях многообразия образовательных систем 90-х годов прошлого века.

Кроме того, в обществе в последние годы нарастала неудовлетворенность образовательными результатами, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям, устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.

Особенность нового стандарта заключается в том, что он рассматривается как общественный договор и как новый тип взаимоотношений между различными участниками образовательного процесса. В основе договора лежит принцип взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации образовательной политики. А одним из важнейших признаков конструктивной образовательной политики в этом случае выступает взаимная ответственность за результаты образования и принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей) по достижению качества образования.

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

СЕМЬЯ

  • Личностная успешность

  • Социальная успешность

  • Профессиональная успешность

ОБЩЕСТВО

    • Безопасность и здоровье

    • Свобода и ответственность

    • Социальная справедливость

    • Благосостояние

ГОСУДАРСТВО

  • Национальное единство

  • Безопасность

  • Развитие человеческого потенциала

  • Конкурентоспособность


Стандарт является нормативным правовым актом, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. Стандарт утверждается Министерством образования и науки РФ. ФГОС общего образования вводится в действие поэтапно.

Предмет и сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно, с единых системных позиций никогда не нормировались. Стандарт нового поколения включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Новое понимание стандарта как системы требований закреплено в статье 7 Закона РФ «Об образовании». Введение Стандарта в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, существенно увеличило возможность учета национальных, этнокультурных, местных особенностей школ.

Задача системы образования в свете ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)

  • разрабатывать новые образовательные программы;

  • программы по предметам;

  • применять эффективные образовательные технологии;

  • совершенствовать условия обучения

Разделы основной образовательной программы начального общего образования:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения, включающий внеурочную деятельность;

  • рабочие программы отдельных учебных предметов;

  • программа формирования универсальных учебных действий;

  • система оценивания учебных достижений, принятая школой;

  • программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • примерная программа коррекционной работы.


ФГОС направлен на достижение НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИДЕАЛА:

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества», - справедливо утверждал Т.Рузвельт


Основные задачи духовно-нравственного развития и
воспитания школьников

Формирование у обучающихся:

  • Личностной культуры.

  • Семейной культуры.

  • Социальной культуры.

Личностная культура

  • Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

  • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата

  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

  • Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.

Семейная культура

  • Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.

  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.

  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.


Социальная культура

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.

  • Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия.

  • Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи.

  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

  • Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.


ФГОС определяет основные группы универсальных учебных действий

  • Личностные

  • Коммуникативные

  • Познавательные

  • Регулятивные


Требования к результатам освоения
основных образовательных программ рассматриваются относительно трех видов результатов:

Личностные

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Предметные

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать
Выявление предметных, метапредметных и личностных результатов

  • Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);

  • Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации

К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические
взгляды, политические предпочтения и др.) ;
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,
гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации

К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах

  • умения учебно-познавательной, исследовательской,
    практической деятельности, обобщенные способы
    деятельности

  • коммуникативные и информационные умения

  • умение оценивать объекты окружающей
    действительности с определенных позиций

  • способность к контролю и самоконтролю

  • способность к творческому решению учебных и
    ФГОС определяет требования к учебному плану образовательного учреждения. Учебный план

  • содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

  • определяет состав обязательных учебных предметов соответствующих предметных областей, входящих в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса и направления внеурочной деятельности;

  • определяет способы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

Часть учебного плана, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся

Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

  • введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

  • внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность

для учащихся первого класса организуется по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;

  • художественно-эстетическое;

  • научно-познавательное;

  • военно-патриотическое;

  • общественно-полезная деятельность;

  • проектная деятельность.


Как утверждал Джавахарлал Неру: «Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий».

Надеемся, что при понимании и поддержке родителей нам удастся в полной мере реализовать задачи ФГОС.

5