Цель: повысить знания родителей по теме: « Профилактика правонарушений среди детей - подростков» Задачи: -пропаганда правовых знаний среди родителей; -пропаганда правонарушений несовершеннолетних; - формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; - развитие умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию Оборудование: ватманы, фломастеры, ромашки, мультимедийная презентация, памятки для родителей. Форма проведения: групповая Повестка дня: Профилактика правонарушений среди детей- подростков. Разное
Ход собрания: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о профилактике правонарушений, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего родительского собрания: «Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений» Давайте посмотрим, что же обозначает слово «компетенция» Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. (слайд 1)
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. «Маленькие детки – маленькие бедки». – гласит пословица. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться. Закон- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Правонарушения– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Преступления — запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении. Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия..
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит?
Сегодня на нашем родительском собрании мы попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос. Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для родителей) 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет 2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины. 4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Задание 1 У вас на столах лежат листочки, на которых вы сегодня будете работать. Любое действие, любой поступок, который мы совершаем, мы совершаем почему-то, по какой-то причине. Например, я связала дочери кофту. Причины: все ее кофты малы, а купить нет возможности; моя кофта согреет мою дочь материнским теплом, я люблю вязать, поэтому получила удовольствие. Наши дети, такие вроде бы взрослые, самостоятельные , думающие, что они уже могут обойтись без нас, взрослых, иногда совершают необдуманные поступки, которые могут иметь очень негативные последствия. Но ведь у каждого поступка есть причины, почему оно случилось. Напишите на листочках, каковы, на ваш взгляд, причины правонарушений, которые совершают подростки? Причины, «толкающие» на правонарушения: -отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
-политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
-неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
-отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
-сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
-"эпидемия" разводов;
-потеря эмоциональных контактов с детьми - влияние социума
Выступление родителей.
Рассмотрим ситуацию (как пример) Восьмиклассник Дима не приходит в школу , говорит, что у него плохое настроение, он не хочет никого видеть. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил) - Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: - добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; - не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; - бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; - уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. -выполнять все требования Устава школы (школьная форма) Работа в группах Задание2 Ситуация № 1 Восьмиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из младших классов в коридоре школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? Каковы, на ваш взгляд, должны быть действия классного руководителя? (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство Ситуация 2: На перемене: – Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища! – Не дам, он новый, только вчера купили. – Ах, тебе жалко! Сейчас получишь! (пинает и отталкивает, телефон падает, разбивается) . Как можно классифицировать действия: как проступок, правонарушение или преступление Каковы, на ваш взгляд, должны быть действия классного руководителя? (порча имущества, штраф)
Ситуация 3: На замечания учителя ученик отреагировал агрессивно, при других учениках во всеуслышание сказал: «Сами пасть закройте» . Как можно классифицировать действия ученика: как проступок, правонарушение или преступление Каковы, на ваш взгляд, должны быть действия классного руководителя? (оскорбление - штраф ) Ситуация 4: В класс вбегают мальчишки: – А наш класс выиграл в игре баскетбол! А 9 класс- лохи! – Давай на парте напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! . Как можно классифицировать действия мальчиков: как проступок, правонарушение или преступление ? Каковы, на ваш взгляд, должны быть действия классного руководителя? (вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных)
В «Уголовном Кодексе РФ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера. - За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет. Мы рассмотрели конкретные ситуации и можем сделать вывод, что наши дети очень часто не задумываются над тем, что они говорят, что они делают, какими могут быть последствия их слов и действий. А теперь давайте подумаем, а каждый ли ребенок поведает родителям о произошедшем? Конечно же нет. Все зависит от семьи, от доверия детей к родителям. Задумайтесь, доверяют ли вам дети? Могут ли рассчитывать на вас в трудную минуту?
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие. Послушайте притчу Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он , не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» В чем смысл притчи? Эта притча иллюстрирует подходы к решению. Можно спасти «тонущих» детей- строить колонии, лечебницы, бороться с наркодилерами. Задача педагогов и родителей « довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду». т.е. заниматься профилактикой правонарушений. Только работая сообща мы сможем уберечь наших детей,должны быть союзниками, единомышленниками. Задание 3. Напишите на листочках: что мы можем с вами сделать по профилактике правонарушений. (усилить контроль , объяснять, рассказывать, организовывать экскурсии, встречи с психологом) Рефлексия «Корзина чувств» На доске вы видите «корзиночку», которая олицетворяет наше родительское собрание. В ходе собрания у вас возникли чувства. Что же это были за чувства, вы напишите на наших бабочках. Далее родители зачитывают свои чувства и прикрепляют к «Корзине чувств» На этом наше родительское собрание подошло к концу. Спасибо за внимание! В родительский дневник. Памятка для родителей • Ребенка хвалят - он учится быть благородным • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным Разное. А) О результатах 1 периода Б) О телефонах В) О дисциплине Г)О школьной форме Д) О текущих мероприятиях , участие в них |