Аннотация: выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Данная разработка содержит доклад к выступлению на родительском собрании, сопровождается презентацией. Была создана и использована для проведения родительского собрания учащихся 9-11 классов. Открытое родительское собрание желательно провести в живой непринужденной беседе ведущего с обучающимися, их родителями и классными руководителями. На родительское собрание приглашаются представители организаций и учебных заведений города.
Имеющийся материал может быть использован для организации классных часов соответствующей тематики.
Тема: Профессиональное самоопределение подростков
Цель: помочь учащимся в профессиональном самоопределении
Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей старшеклассников; обсудить методы формирования способностей у учащихся к профессиональному самоопределению; способствовать формированию у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростком.
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения: анализ отношения старшеклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние семьи на будущий выбор профессии.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение написание сочинений на тему «Моя будущая профессия»; подготовка памятки для учащихся и родителей (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Слайд №1
Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!
Мы рады видеть вас в стенах нашей школы и обсудить вместе с вами одну из важнейших проблем, стоящих перед нашими детьми – выбор профессии.
Слайд №2
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, и, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям или ощущение «маленького человечка», - винтика, исполнителя чужой воли. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый выпускник школы без исключения.
Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать? Эти и многие вопросы встают перед подростками, пытающимися осознать своё собственно «Я».
Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпали? Эти возникающие вопросы жизненно важны, т.к. велика цена ошибки. Профессиональное самоопределение – процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии, в котором сочетаются склонности и способности, желание и возможности подростка.
Выбор будущей профессии – один из главных и зачастую непростых выборов.
С одной стороны, он является глубоко индивидуальным. От выбора профессии зависит удовлетворённость человека работой, качество его жизни, а также физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
С другой стороны, профессиональное самоопределение является глубоко социальным, потому что человек живёт в обществе, подчиняется социальным законам и нормам, которые существуют в нём. От правильности выбора жизненного пути зависит общественная ценность человека, его место среди других людей.
Общество нуждается в настоящих специалистах, которые будут работать с энтузиазмом и поднимать Россию не более высокие уровни развития. Однако теперь их становится значительно меньше, несмотря на то, что в стране много средних и высших учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования. Почему же так происходит? Одна из причин – неверный выбор профессии в юности.
Слайд №3
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Известно, что старшие дошкольники и младшие школьники легко и быстро отвечают на вопрос о том, кем они станут в будущем: «капитаном», «космонавтом», учителем», « врачом». А старшеклассники, наоборот, отвечают не сразу, иной раз уклончиво и неопределенно: «не знаем еще», « не решили», «поживем- увидим», «надо еще подумать». Все это потому, что старшеклассники, в отличие от младших, понимают всю серьезность вопроса, его сложность и многосторонность. Они предвидят последствия своих решений, чувствуют, что еще не все знают для того, чтобы выбор мог считаться разумным и обоснованным.
- Уважаемые родители, я хочу познакомить вас с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии и зачитать выдержки из их сочинений на тему «Моя будущая профессия».
Сочинение учащихся «Моя будущая профессия».
«Я еще не определился с выбором своей профессии. Это очень сложный выбор, поэтому мне нужно еще время для размышления».
«Я уже определилась со своей будущей профессией. Я хочу стать бухгалтером. Меня привлекает эта профессия, я люблю работать с бумагами. Я решила пойти по стопам своей мамы. Она для меня является примером».
« Точно со своей профессией я не определился. Но предпочтение отдаю правоохранительным органам. В будущем я хочу работать именно там, потому что там есть карьерный рост».
« Я выбрал свою профессию, она мне подходит. Ее мне посоветовали родители и я думаю, что строитель - хорошая профессия и она востребована на рынке труда»
« Со своей будущей профессией я еще не определилась. Но больше всего меня привлекают профессии, связанные с медициной. И родители мне говорят, что мне нужно идти в медицину».
« Я еще не определилась в выборе своей профессии. Меня привлекает профессия педагога. Мне нравится эта профессия общением с детьми. Но родители против этой профессии. Я учитываю их мнение и поэтому не могу определиться с выбором».
« В будущем я хотела бы получить профессию фармацевта… Меня привлекает работа в этой сфере деятельности, так как мой любимый предмет в школе – химия. Здесь важны такие качества, как умение общаться с людьми, терпимость, аккуратность. И человеку, желающему работать по этой специальности, придется учиться на протяжении всей своей рабочей деятельности, так как лекарственные средства постоянно обновляются, и постоянно надо узнавать что-то новое».
Как вы видите, у большинства ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили также, что выбор для некоторых остается только мечтой – они сомневаются и еще окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
- Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать во внимание, есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет, считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования, которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый. С целью анализа ситуации профессионального самоопределения старшеклассников нашей школы, учащимся 9 класса были предложены 2 анкеты, результаты которых предлагаются к вашему вниманию.
Слайды 4 - 18
Анализ анкетирования учащихся
Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.
Слайд №19
В настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезает и возникает примерно столько же новых. Среднее время существования многих профессий -8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему каждый должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.
Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.
Слайд №20
В записных книжках А.П. Чехова есть такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам переплетает книги - это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой». Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого бы выиграло общество, и сами они занялись бы любимым делом.
Слайд №21
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т. д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т. п. Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».
Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей. Помочь умным советом, без упреков и натиска.
Слайд №22
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх», - писал М. Горький.
Задача педагогов и семьи состоит в том, чтобы помочь ребятам определиться с выбором профессии, выбрать сферу деятельности, а в ней профессию, отвечающую их способностями возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.
При подготовке к родительскому собранию родителям старшеклассников также было предложено ответить на ряд вопросов по проблеме профессиональной ориентации, чтобы определить уровень значимости для них данной проблемы и их отношение к ней.
Слайды 23 – 35
Анализ анкетирования родителей учащихся
Современный этап социально-экономического развития обуславливает необходимость подготовки специалистов по ряду профессий и специальностей.
Процесс введение в образовательных школах профилирующих предметов, включает в себя наиболее распространенные и перспективные педагогические технологии, предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей, а также ставит новые цели и задачи профессиональной подготовки учащихся, позволяет им приобрести обще- трудовые и специальные знания и умения.
Главная цель введения профилирующих предметов - обеспечить адаптацию учащихся к современным социально-экономическим условиям, что способствует их подготовке осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения. Наша школа предлагает своим учащимся широкий спектр курсов.
Ознакомление родителей с банком курсов по выбору. Предлагаемых учащимся 9-11 классов
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию презентации курсов по выбору, которые представят вам наши старшеклассники.
Презентации курсов по выбору
Большое значение в профессиональном самоопределении имеет мотивация выбора профессии. Мотивы - это причины, которые заставляют вас что-либо делать. Их выявление очень важно, в особенности потому, что они не всегда осознаются и часто бывают скрыты от нашего внимания. Выявляя их, мы можем более активно влиять на нашу деятельность и добиваться успеха.
Нам необходимо изучать интересы детей и привлекать к какой-либо деятельности. Полезное наблюдение делают социологи: в современном обществе почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод: в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. При рыночных отношениях меняется характер и цели труда, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. И здесь большое значение имеет соответствие характера будущей профессии.
Так что же нужно подросткам, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?
Слайд №40
Во-первых, необходимо знать самого себя, знать, что он хочет и может делать лучше всего.
Во – вторых, нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, позволят ему наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.
В – третьих, нужно знать требования, которые профессия предъявляет человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию) , а также какие качества характера обеспечивают достижение профессиональных высот.
Школа и семья должны стать союзниками в деле профессиональной ориентации подростков. Нет родителей, которые не желали бы своим детям добра, настаивая на том, чтобы они выбрали именно эту профессию, это, а не другое место учебы или работы. Им кажется, что они, родители, как никто другой, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуя вопреки его подлинным интересам. К сожалению, не всегда родители имеют точное представлении об интересах, способностях, возможностях и потребностях своих детей. А всем нам надо задуматься над тем, будет ли профессия, полученная нашими детьми, соответствовать их склонностям, чтобы они не просто выполняли работу, а двигались вперед и совершенствовались дальше. Несомненно, забота родителей о будущей профессии своего чада понятна: они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Родители считают, что их дитя в 15 - 17 лет ещё маленькое, не может сделать правильный профессиональный выбор, и диктуют свои условия.
Зачастую взрослые, не согласившись с самостоятельным выбором ребёнка, оказывают на него давление и настаивают на пересмотре принятого решения.
Как правило, несогласие родителей с профессиональным самоопределением подростков связано с тем, что они в своих детях видят собственное продолжение. Они надеются на то, что сын или дочь в будущем компенсируют их недостатки в той профессиональной деятельности, в которой они не смогли полностью проявить. Другие рассчитывают на продолжение профессиональной династии, поскольку достаточно успешно себя в ней реализовали.
В большинстве случаев дети соглашаются с мнением родителей, поскольку оно для них авторитетно, неоспоримо. И, кроме того, дети понимают, что взрослые намного охотнее окажут им помощь при поступлении в то учебное заведение, которое выбрали сами.
Школа также должна заботиться об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формировать в них определенные качества, дающие возможность быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально.
Несмотря на то, что взрослые стараются помочь молодому человеку в выборе своей будущей профессии, окончательное решение принимает он сам и в дальнейшем несет ответственность за свой выбор.
Вообще, каждый человек- кузнец своего счастья, только от него самого зависит в конечном счете успех или неудача в выборе профессии. Но его готовность к этому решительному шагу зависит и от того, помогают ли родители своему ребенку найти себя и свое дело. Позиция родителей здесь особо важна. Она должна быть мудрой. Принципом «не навреди» нежно руководствоваться в первую очередь.
Слайд №41
Советы для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
11.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Слайд №42
Памятка родителям
Профессия наша на всю жизнь и нести её - удел самого человека.
Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.
Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах.
И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите.
Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.
Слайд №43
Решение родительского собрания
Информировать подростков на классных часах о современных интересных профессиях.
Провести тестирование учащихся для уточнения их профессиональных интересов и склонностей.
Привлекать родителей к знакомству с их профессиями и проведению экскурсий на предприятия.
Памятка родителям Профессия - наша на всю жизнь и нести её - удел самого человека. Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору. Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах. И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите. Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться. |
Кобякина Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина»
муниципального образования «город Бугуруслан»