Режим дня в жизни школьника
Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т. п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.
Режим дня помогает сформировать правильные привычки. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.
Элементы режима дня школьника:
-учёба в школе, точное время и продолжительность подготовки домашних заданий, творческой деятельности ребёнка;
-обязательный отдых на свежем воздухе;
-достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну;
-регулярное и полноценное питание;
-соответствующая возрасту двигательная активность.
Режим дня в семье должен строиться с учётом того времени, которое ребёнок проводит в школе (занятия могут быть в первую или во вторую смену). В зависимости от условий обучения и нахождения в школе у детей должны быть разные режимы дня.
Утренняя зарядка помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Для занятий утренней гимнастикой можно пользоваться комплексом упражнений, рекомендованных учителем или врачом.
Перед тем, как ребёнок пойдёт в школу, ему необходим горячий завтрак.
Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается её спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребёнку необходимо пообедать.
Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание.
Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часов. Не допускается пища урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита.
После обеда школьник должен обязательно отдохнуть – ни в коем случае не садиться сразу за уроки. Желательно, чтобы отдыхал ребёнок, не лёжа перед телевизором, а на свежем воздухе, в активных играх, в движении.
Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой является 1,5-часовой дневной сон.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 16 часов. Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного перевода взора с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7 - 10 м от глаз. Очень важно следить, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребёнок, была достаточная освещённость.
Необходимо, чтобы в режиме дня ребёнка было время на занятия по интересам, на чтение книг, просмотр телепередач и т. п.
Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5-12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна.
Иногда возникает необходимость в посещении ребёнком группы продлённого дня. Ребёнку, особенно первокласснику, непросто целый день находиться в коллективе, сложно весь день «соответствовать» необходимым требованиям.
Рекомендации родителям:
-построение режима с учётом возраста школьника ;
-соблюдение режима точно и неукоснительно;
-выполнение уроков в одни и те же часы;
-приём пищи в определённые часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение;
-постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребёнка;
-пребывание на продлённом дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим;
-режим дня ребёнка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном и дополнительным отдыхом на свежем воздухе.
Родительские «нельзя» при соблюдении режима дня
Нельзя:
-будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к ребёнку;
-кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
-сразу после школьных уроков заставлять ребёнка выполнять домашнее задание;
-лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
-заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
-заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
-не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
-сидеть за телевизором или компьютером более 40 -45 минут в день;
-смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
-ругать ребёнка перед сном;
-не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.