Селиванова Надежда Николаевна
Родительское собрание -практикум
«Родители, поймите меня правильно».
Подготовка к собранию: родители заранее отвечают на вопросы анкеты.
Какова основная роль матери в воспитании ребёнка?
Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребёнком? Почему?
Какие чувства вы вызываете у ребёнка: любовь, тревогу, страх, жалость и т.д.
С какими трудностями в воспитании вы встретились?
Слушается ли вас ребёнок? Почему?
Есть ли у вас общие с ребёнком занятия и увлечения? Какие?
Каким вы хотите видеть своего ребёнка?
Каким должен быть родитель, воспитывающий идеального ребёнка?
Какими средствами можно добиться подобного результата?
Цель: Способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Задачи:
Повышение педагогической культуры родителей.
Освоение конкретных приемов и методов семейного воспитания.
Выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
Содействие сплочению родительского коллектива.
Ход собрания:
I.Беседа.
-Тема нашей встречи «Родители, поймите меня правильно».
-О чём мечтают родители?
-О счастье своих детей. В мыслях родителей – дети, в сердце -постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, как их воспитывать, что сделать для того, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой.
Мы собрались на эту встречу, чтобы вместе обсудить вопросы, которые касаются детей и родителей, поэтому и встреча называется «Родители, поймите меня правильно».
У каждого из вас свои трудности , тревоги и проблемы. Ответы на вопросы анкеты показывают, что у вас есть успехи, радости, сомнения.
Зачитать несколько анкет
-Мы все мечтаем о том, чтобы стать идеальными родителями и воспитывать прекрасных детей.
-Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный родитель и идеальный ребёнок?(дискуссия)
Вывод: Воспитание ребёнка необходимо начать с воспитания самих себя. Ребёнку нужен родитель, умеющий слушать, принимать, разделять и помогать.
-Сегодня мы постараемся проанализировать причины возникновения барьеров в общении родителей и детей.
II.Практикум.
-Чтобы проиллюстрировать часто встречающуюся модель отношений взрослых и детей, предлагаю вам выполнить
Задание1.
Прошу выйти двух человек.
-Один из них будет изображать родителя, а другой – ребёнка. Первый, чтобы показать, что он умный, любящий и понимающий родитель, должен подняться на стул и протянуть руку ребёнку, второй, стоящий внизу, должен ответить на этот жест.
«Ребёнок» застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх.
-Удобно ли вам? Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и родителю, и «ребёнку».
Родитель и «ребёнок» встают на пол рядом друг с другом.
Вывод: Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми, -это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.
Задание2. Поможет нам понять, от чего зависит способ поведения, который мы выбираем, общаясь с ребёнком.
Представьте себе, что у вас на работе произошли неприятности, по дороге домой ваше новое пальто обрызгал грязью проезжающий автомобиль, а в автобусе вам нагрубили. Вы пришли домой, и ребёнок протянул вам дневник, в котором написано, что учитель просит вас зайти в школу.
-Какой будет ваша реакция?
(ответы родителей)
-Теперь представьте себе противоположную ситуацию. Очевидно, что ваша реакция будет другой. От чего же зависит стиль вашего общения с ребёнком?
(ответы родителей)
-Если вы не можете избавиться от проблем на работе, в транспорте, магазине и т.п., то не спешите произнести слово, обращённое к ребёнку. Помните, что в вашей душе, замутнённой взрослыми проблемами, в этот момент может не найтись места доброму слову – истоку мира и согласия.
Вывод: -Итак, вторая причина, которая мешает нам построить гармоничные отношения с детьми, заключается в том, что в общении с ребёнком мы иногда не учитываем наше душевное состояние.
-Для анализа третьей причины выполните
Задание3.Представьте себе ситуацию: ваш сын, придя из школы, бросает портфель и говорит: « В школе скука. Не пойду больше туда, лучше на работу устроиться, больше пользы». Как вы поступите в данной ситуации?
(ответы родителей)
Вывод: Третья причина непонимания ребёнка –это разный жизненный опыт взрослых и детей. Мы не учитываем их небольшой жизненный опыт, который не позволяет предвидеть долговременные последствия. Ребёнок в этом мире как иностранец, он ещё многого не знает, не понимает, ему нужен терпеливый путеводитель.
III. Работа в группах.
Родители делятся на группы для обсуждения типичных ситуаций. (напечатаны и даны родителям).
Ситуация1.
В нашей семье существует определённое распределение домашних обязанностей. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, в комнате беспорядок, а в ответ на просьбу вынести мусор сын говорит: «Почему всегда я?»
Ситуация2.
Ваш ребёнок приходит с улицы растрёпанный и говорит : «Не пойду больше во двор гулять! Меня все обижают, и никто не хочет со мной погулять!»
Ситуация3.
В доме гости. Ваш ребёнок ведёт себя не идеально, но вы не реагируете на его поведение. Вдруг он громко говорит: «Ну когда же все уйдут? Ты обещала со мной погулять!»
Ситуация4.
В доме один телевизор. По первой программе идёт концерт. Его хочет смотреть мама. По второй – футбол. Его хочет смотреть папа. По третьей программе показывают мультфильм. Его давно мечтал посмотреть сын. Что делать?
-Вашему вниманию предлагаются ситуации. Прочитайте каждую ситуацию и расскажите о своей первой реакции на неё. Постарайтесь найти слова, которые помогут ребёнку увидеть себя со стороны и сделать правильный выбор.
Вывод: Словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям, ведь «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
IV.Ответы на «острые» вопросы.
(вопросы вытягивают по одному)
Вопросы:
1.Какую телеграмму – пожелание вы отправили бы нашим детям?
2.Какие совместные семейные занятия с ребёнком вы проводите вечером?
3.Как можно продолжить фразу: «Доброе слово – это душевное тепло…»?
4.Следует ли просить прощения у ребёнка, если вы виноваты?
5.Можно ли упоминать о проступке ребёнка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних ?
6. Как можно продолжить фразу: «Мой ребёнок успешно учится , если я…»?
V. Творческие задания.
Уважаемые родители! После таких трудных заданий нужна минутка отдыха. Разделитесь на 2 команды. Каждая команда на листочке рисует собирательный образ ребенка и затем комментирует свой рисунок.
Вспомните пословицы:
«При солнышке тепло, при …(матери добро)»
«Нет лучше дружка, чем …(родная матушка)»
«Детей воспитать - (не курочек сосчитать)»
«Из одной клетки, да не (равны детки)»
«Ребенок – что воск, что (хочешь, то и сольешь)»
«Кобылка – брык, и жеребенок – (брык)»
«Не тот отец-мать кто родил, а кто ( вспоил, вскормил, добру научил)»
«Родители трудолюбивы, и дети (не ленивы)»
«Умел дитя родить, умей и (научить)»
В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, опыт прошлых поколений. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Иногда и пословица может помочь в какой-то ситуации.
VI.Заключение.
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды- все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Родители, поймите меня правильно».
В этой фразе - напоминание всем: и детям, и взрослым. Именно непонимание приводить нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезной.( учитель раздает буклеты с основными вопросами собрания на память)
Рефлексивно-оценочный компонент: покажите свое отношение к данному собранию Спасибо!

Понравилось, узнал много полезного.

Мне все это уже известно, ничего нового.

Не понравилось.
7.Литература.
1.Борба М. Нет плохому поведению:38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться .М.,2006.
2.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.,1991.
3.Некрасова З., Некрасов Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти.М., София,2007.
4. Широкова Г.А, Жадько Е.Г.Практикум детского психолога. Ростов н/Д , 2005.
6