Универсальные
учебные
действия (УУД)
Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
Цель образования
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Понятие УУД
умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
совокупность действий
учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .
УУД - это система действий учащегося, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Функции УУД
- Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
- Ставить учебные цели.
- Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
- Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Функция универсальных учебных действий– умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
( Смотри слайд №4)
Виды УУД
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов.
5
Личностные УУД
- внутренняя позиция;
- мотивация;
- нравственно-этическая оценка.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным.
В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
6
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
7
Познавательные УУД
общеучебные
логические
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , логические действия и операции, способы решения задач.
постановка и решение
проблем
8
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
3
разрешение конфликтов
постановка вопросов
2
9
Основные результаты
начального образования
- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и формирования умения учиться .
9
Спасибо за внимание!