СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 7 классе "В мире вредных привычек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.на жизненном пути детей, превратившихся в подростков, подстерегают вредные привычки, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? На родительском собрании предлагаются наиболее эффективные способы предупреж­дения и преодоления вредных привычек подростков.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 7 классе "В мире вредных привычек"»

Родительское собрание-практикум «В мире вредных привычек»

7 класс

Цели:

  1. пополнить знания родителей о причинах и признаках употребле­ния, подростками наркотических веществ;

  2. показать родителям наиболее эффективные способы предупреж­дения и преодоления вредных привычек подростков.

Участники: родители, учащихся 7-го класса, классный руководи­тель.

Подготовка.

  1. Классный руководитель готовит карточки с фрагментами из повес­ти Д. Лондона «Джон — Ячменное зерно» для проведения беседы с подростками.

  2. Накануне собрания учащиеся участвуют в подготовке выставки ри­сунков, на которых им предлагается изобразить такую этикетку для бу­тылки спиртного, для пачки сигарет, чтобы, увидев ее, человеку не за­хотелось пробовать содержимое.

  3. Классный руководитель готовит разноцветные жетоны для распре­деления родителей на рабочие группы.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  1. В классе подготовлены места для работы родителей в группах.

  2. На доске оформлена выставка рисунков учащихся.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Подрастают наши дети. Из маленьких беспомощных детишек они пре­вращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предло­жить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого че­ловека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Привычка — вторая натура... Как часто мы слышим эти слова. Каж­дый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки — это автоматизированные действия, которые про­являются независимо от желаний человека. Полезные привычки помога­ют нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к пре­одолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей — и у взрослых, и у детей — сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Вся­кая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм под­крепления. Если привычка получила неоднократное положительное под­крепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привыч­ками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от тео­рии перейти к практике.

  1. В мире сигарет...

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно­сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких, но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке ко­личество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о со­хранении здоровья, в нашей стране все магазины и огромные плакаты на улицах приглашают к курению. Противостоять трудно, особенно подро­стку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в ми­нуты стресса и утверждают, что помогает.

Сейчас я хочу предложить найти выход из одной очень жизненной ситуации. Но есть условие. Я пройду по классу, и каждый из присутст­вующих вытащит из конверта один жетончик: или красный, или зеле­ный. Получившиеся группы должны показать, как можно решить пред­ложенную ситуацию конструктивно (зеленый жетончик), а как неконст­руктивно (красный жетончик).

Ситуация. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши дейст­вия?

После нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.

  1. В мире алкоголя...

Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде ал­коголя. Вы — взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому вни­мание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков. Вам предлагается познакомиться с отрывками из повести Д. Лондона «Джон — Ячменное зерно» для осмысления каждым участником разговора этой страшной проблемы.

Сейчас вы получите карточку с фрагментом текста, прочитаете от­рывок про себя и затем представите его присутствующим. А после про­чтения попробуйте высказать свои впечатления. Они могут начинаться с фраз: «Я вдруг подумал...», «Мне показалось, что...», «Это странно, но я подумал...».

Карточка 1. ... — В первый раз я напился, когда мне было пять лет... Отец пахал в поле... Меня послали отнести ему пива... Почему это пиво считается такой драгоценностью?.. Сперва я лизнул пену... Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость... Ну и дрянь же! Все- таки я пил... Не может быть, чтобы взрослые ошибались... Меня тошни­ло... Я чувствовал себя отравленным...

Карточка 2. ... — Семь лет... Нас встретили очень радушно. Всех угостили красным вином... Хозяева предложили и мне выпить за компа­нию, но я отказался... Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне

через стол полстопки вина... Лицо его приняло суровое выражение... Я испытал леденящий ужас... Вино было противнее пива! Я глотнул, си­лясь удержать в себе этот яд... В глазах плыло. Стало трудно дышать...

Карточка 3. ... — Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о раз­грабленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячи­ла мой мозг...

Карточка 4. ... — Мне стукнуло 17 лет ... Я подписал контракт на ра­боту матросом на промысловой шхуне ... Плавание в течение 51 дня без привычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очи­стился от яда, и я не испытывал никакого желания пить...

Карточка 5. ... — Когда я вспоминал о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь — сиамские близнецы. Они срослись воедино.

Карточка 6.... — Привычка пить укоренилась в моем сознании и ос­талась на всю жизнь .... (См.: Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма // Классный руководитель. 2000. № 1.)

  1. Перерыв. Во время небольшого перерыва классный руководитель предлагает родителям познакомиться с выставкой рисунков.

  2. В мире наркотиков ...

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противо­речия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди кото­рых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти про­блемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркоти­ки, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами.

  1. Наркотик — это средство, которое постоянно увеличивает потреб­ности его использования. Наркомания, токсикомания — это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.

  2. Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой дегра­дации личности-подростка, который готов любыми методами добыть ве­щество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удается выяснить источников и заправил наркобизнеса.

  3. Наркомания и токсикомания ведут к понижению ра­ботоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеян­ным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подрос­ток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и ин­теллектуальная деградация.

Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:

1.Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2.Из любопытства.

3.Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на кото­рую в 15—20 раз выше, чем на алкоголь.

4.Низкая самооценка подростка.

5.Стремление уйти от тоски и одиночества. Ученые и практики, за­нимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факто­ры, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо это знать и иметь в виду.

6.Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

7.Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой — из-за того, что привыкли к по­вышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, со­вершить, сделать то, чего не делали до этого другие подростки.

8.Нередко используется сила принуждения, особенно к слабоволь­ным, либо к подросткам лишенным внимания взрослых.

В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных уч­реждениях для несовершеннолетних наркоманов и нарко - диспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять дав­лению микросреды и начали употреблять наркогенные вещества. Давай­те сейчас представим себя на месте подростка, которого настойчиво уго­варивают попробовать наркотик.

С помощью разноцветных жетонов разделимся на четыре группы. Ка­ждой из групп будет предложена своя ситуация. Спустя 5 минут вы разыг­рываете ее перед присутствующими.

Ситуация 1. Приятели, наркоманы со стажем, ведут разговоры о приятном, «улетном» состоянии после употребления наркотика и утвер­ждают, что это безвредно.

Ситуация 2. Торговцы наркотиками утверждают, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.

Ситуация 3. Опытные и старшие по возрасту наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании вы­глядеть мужественно, извращая это понятие.

Ситуация 4. Опытные наркоманы ссылаются на вековые традиции употребления наркотиков, убеждают, что есть безвредные наркотики, ска­жем, растительного происхождения, ими можно пользоваться без потерь всю жизнь.

После выступления групп родителям предлагается зафиксировать следующие вопросы и доводы, которые помогут подростку устоять в си­туации противостояния предложению попробовать наркотические веще­ства:

  1. Почему, с какой целью предлагают бесплатно дорого-поящее ве­щество, которое можно достать только за деньги или выменять на вещи?

  2. Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?

Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим; если же он сам их употребляет, то способен ли без них обходиться? Если утверждает, что способен, то как он это докажет?

  1. Отказ можно сопроводить извинением типа: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта», «Мне предстоит свидание» и др.

Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новей­шие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании со­вершается более 20 тысяч преступлений. В последние 5 лет общее коли­чество изъятых наркотиков выросло от 12 до 85 тонн. Поданным социо­логических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляют их регулярно. Пред­ставители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростка по употреблению наркотика повторился. Ведь это день­ги.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  1. Резкая смена друзей.

  2. Резкое ухудшение поведения.

  3. Изменение пищевых привычек.

  4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.

  5. Резкие перемены настроения.

  6. Полная утрата прежних интересов.

  7. Внезапное нарушение координации движений.

  8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

  9. На фоне полного здоровья — расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребенку — это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит — любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я бы­ла маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в том момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя го­лову».

  1. Давайте в решении нашего родительского собрания мы сформулиру­ем принципы поддержки подростка:

—терпение;

---внимание;

—тактичность и деликатность;

—точное использование слова как важного инструмента в отношени­ях;

—умение поставить себя на место ребенка;

--гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его;

—ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков, курения и алкоголя.