СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в средней группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в средней группе на логопункте. 

Цели: Привлечение родителей к совместной работе с логопедом.

Задачи: Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи .

Акцентировать внимание родителей на важности и значимости  их участия, помощи в коррекционной  работе .

Вызвать желание сотрудничать с логопедом.

Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в средней группе.»

 Этапы  развития звуков   консультация учителя-логопеда -кремлёвой С.в.

Этапы развития звуков консультация учителя-логопеда -кремлёвой С.в.

Маленькому дошкольнику, также как и взрослому, важно иметь чистое произношение и хорошую дикцию. Неправильное произношение приносит ему немало трудностей, как в раннем возрасте, так и в дальнейшей жизни. Дети с дефектами речи стесняются своего дефекта, пытаются отстраниться от общения, не любят отвечать на вопросы, участвовать в диалоге. Все недочеты устной речи впоследствии отражаются и на письме.  Из-за дефектов речи возникают проблемы с выбором профессии, развитием личностных интересов. Чтобы было удобнее проследить за своевременным появлением различных звуков в речи ребенка.
  • Маленькому дошкольнику, также как и взрослому, важно иметь чистое произношение и хорошую дикцию. Неправильное произношение приносит ему немало трудностей, как в раннем возрасте, так и в дальнейшей жизни. Дети с дефектами речи стесняются своего дефекта, пытаются отстраниться от общения, не любят отвечать на вопросы, участвовать в диалоге. Все недочеты устной речи впоследствии отражаются и на письме.
  • Из-за дефектов речи возникают проблемы с выбором профессии, развитием личностных интересов. Чтобы было удобнее проследить за своевременным появлением различных звуков в речи ребенка.
О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ реБЁнка К 1,5 – 2 годам ребенок уже хорошо прого-варивает звуки: А, О, У, Э, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, НЬ, КЬ , в речи крохи появляются предложения типа: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать, как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикии», «касий». Ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков).

О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ реБЁнка

К 1,5 – 2 годам ребенок уже хорошо прого-варивает звуки: А, О, У, Э, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, НЬ, КЬ , в речи крохи появляются предложения типа: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать, как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикии», «касий». Ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков).

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки: Б, БЬ, П, ПЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ, строит простые распространенные или даже сложноподчиненные предложения( «Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили на улицу, шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих.

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки: Б, БЬ, П, ПЬ, М, МЬ, Т, ТЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ, строит простые распространенные или даже сложноподчиненные предложения( «Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили на улицу, шел дождик»).

Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они красивые»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р . Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они красивые»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р . Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит все шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать сонорные звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ. Почти не допускает в речи грамматических ошибок (правильно образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: зайчик, столик, вазочка…, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные, например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата…. шесть лопат…). Может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке, т.е. составить рассказ из 4 – 5 распространенных предложений.

К 5 годам малыш правильно произносит все шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать сонорные звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ. Почти не допускает в речи грамматических ошибок (правильно образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: зайчик, столик, вазочка…, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные, например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата…. шесть лопат…). Может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке, т.е. составить рассказ из 4 – 5 распространенных предложений.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Родителям следует помнить! Если ребенок отстает в речевом развитии, у него бедный словарный запас, грамматические ошибки, дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к специалистам – учителю-логопеду, дефектологу, воспитателю. Только при специально организованном обучении можно выработать умения отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением, различать звуки на слух, сформировать правильные речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым сформировать готовность к письму и чтению.

Родителям следует помнить!

Если ребенок отстает в речевом развитии, у него бедный словарный запас, грамматические ошибки, дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к специалистам – учителю-логопеду, дефектологу, воспитателю. Только при специально организованном обучении можно выработать умения отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением, различать звуки на слух, сформировать правильные речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым сформировать готовность к письму и чтению.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо родителям соблюдать ряд условий: Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, непременно объясните ребенку.  Советы логопеда

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо родителям соблюдать ряд условий:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, непременно объясните ребенку.

Советы логопеда

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ? Развивайте тонкие движения пальцев рук (ежедневные занятия лепкой, рисованием, мозаикой, пальчиковые упражнения и игры помогут в этом).   Советы логопеда

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Развивайте тонкие движения пальцев рук (ежедневные занятия лепкой, рисованием, мозаикой, пальчиковые упражнения и игры помогут в этом).

Советы логопеда

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Если ребенок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.  Советы логопеда
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Если ребенок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Советы логопеда

ТЕМА: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи».

ТЕМА: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи».

  ЦЕЛЬ :  «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка». ЗАДАЧИ : 1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.  2. Дать рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

  • ЦЕЛЬ : «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка».
  • ЗАДАЧИ : 1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.
  • 2. Дать рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем (гр. kinema движение) . Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
  • Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем (гр. kinema движение) . Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
 Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
  • Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
  • Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал: «… всякое ощущение по природе смешанное…к нему обязательно примешивается мимическое ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». Следовательно, мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.
  • Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал: «… всякое ощущение по природе смешанное…к нему обязательно примешивается мимическое ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». Следовательно, мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.
Артикуляционная  гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их особенности перестраиваться и работать координированно.

Артикуляционная гимнастика

  • – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их особенности перестраиваться и работать координированно.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
  • Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
  • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ    Упражнения артикуляционной гимнастики развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти и помогают ребёнку научиться управлять органами речи, что необходимо для правильного произнесения звуков.  При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать следующие требования : Каждое движение выполняйте с ребёнком перед зеркалом. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движение языка. Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Каждое занятие полезно начинать с упражнения для пальцев рук, так как они – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков.  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

  • Упражнения артикуляционной гимнастики развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти и помогают ребёнку научиться управлять органами речи, что необходимо для правильного произнесения звуков.
  • При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать следующие требования :
  • Каждое движение выполняйте с ребёнком перед зеркалом.
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
  • Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка.
  • Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движение языка.
  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
  • Каждое занятие полезно начинать с упражнения для пальцев рук, так как они – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков.
  •  

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Тетрадь для занятий по логопедии необходимо содержать в чистоте. Перед работой в ней ребёнку необходимо вымыть руки и вытереть насухо.
  • Тетрадь необходимо забирать каждую пятницу вечером (для закрепления и отработки заданий) и утром в понедельник возвращать в группу.
  • Тетрадь заполняется до подготовительной группы.
  • Записывайте ответы ребёнка в пустые строчки (это необходимо для контроля над усвоением предложенного материала).
  • Все рисунки и наклейки ребёнок должен делать под вашим контролем в срок, аккуратно.
  • Заниматься с ребёнком по заданию логопеда надо ежедневно для того, чтобы качественно закрепить речевые умения и навыки, формируемые на логопедических занятиях. Задания необходимо повторять, пока не будет дано новое.
  • Упражнения по артикуляционной гимнастике и звукопроизношению отрабатывайте обязательно перед зеркалом – ребёнок должен видеть своё и ваше лицо.
  • Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
  • Не реже одного раза в месяц встречайтесь с логопедом для консультации.
  •  
Книги для родителей

Книги для родителей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!