Родительское собрание №3 на тему
“Значение внимания и памяти для успешного учения в начальной школе ”
Повестка собрания:
1. О значении внимания и памяти для успешного учения в начальной школе.
2. О результатах диагностирования уровня внимания и памяти учащихся 1 класса по итогам 1 полугодия.
3. Об ответственности родителей за здоровье и безопасность детей в зимний период. Знакомство с памятками по ПДД, ППБ.
4. Разное
Для начала нашего разговора сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет домашние задания или играет, и ответьте на вопросы:
– Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?
– Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?
– Медленно или быстро входит в работу?
– Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?
– Быстро ли устаёт?
– Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?
– В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше: учебной, трудовой, игровой?
Давайте выясним, основное об этом процессе. Внимание – это способность человека сосредотачиваться на определенных объектах и явлениях. И главная функция внимания – это способность из большого количества информации выделять полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений.
Выделяют 2 основных вида внимания:
Непроизвольное внимание проявляется уже на 10–12 день жизни. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание, но погас интерес, ослабло внимание.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное, то есть управляемое человеком внимание. Оно требует от человека волевых усилий, и с развитием произвольного внимания разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, то есть качества, такие необходимые в учебной деятельности. Человек контролирует себя « включает себя» на то время, которое ему необходимо, или которое требуют от него учителя или родители. Несформированность произвольного внимания означает, что у человека рассеянное внимание.
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)
Ухудшение состояния здоровья, наличие травм, хронические заболевания ухо-горло-нос
Физическое и умственное переутомление
Нарушение режима занятий и отдыха
Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
Недостатки воспитания , например, гиперопека, когда ребёнок перестаёт реагировать на постоянные указания.
Знать причины как сделать полдела.
Кроме этого у внимания есть свои свойства, которые нужно вам знать. Выделяют несколько свойств внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Объем – количество объектов, которые ребенок может сознательно удерживать в короткий промежуток времени. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.
Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Ребенок не может долго заниматься одной деятельностью. И не надо этого требовать, иначе он переутомляется и наступает апатия. Также нужно чаще чередовать виды деятельности, устраивать промежутки отдыха
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Распределение – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью. И не надо требовать, чтобы ребенок долго себя посвящал одному делу, т.к. он переутомляется и наступает апатия. Еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться сразу, они должны чередоваться с некоторыми промежутками отдыха
Исследования показывают, что, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам. Так, например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания (возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов.)
А обучение чтению — с устойчивостью внимания. (показывает, как долго ребенок может быть сосредоточен на одном действии.) Читает точнее, без ошибок.
Для успешной учебы важно, чтобы ученик мог сосредотачивать свое внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать свое внимание с одного изучаемого объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности.
Как усилить внимание? соблюдать режим дня, следить за здоровьем ребенка, не перегружать психику ребенка (ограничить просмотр телевизора, отказаться от компьютерных игр и снизить активность перед сном). Развивать основные свойства внимания помогут мозаики, пазлы, конструкторы с мелкими деталями, перерисовывание геометрических узоров, картинки “Найди отличие”, “Путаницы”, то есть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками.
Рекомендации родителям
Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
процесс выполнения домашнего задания пусть определяет сам ученик. Наверняка уже к 4 классу у каждого возник свой стиль работы: с какого предмета начинать, какой делать с помощью родителей, какой повторять утром и т.д. не критикуйте этот стиль, если всё успевает.
Даже в 4 классе многие знания для них открываются впервые. Детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
Большое значение для людей вообще и для детей особенно имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.
Следующий процесс, который мы с вами рассмотрим – это память. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.
Виды памяти: Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память — память на чувства.
Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель - это запомнить. В тех случаях когда мы ставим себе такую цель, говорят о произвольном запоминании.
Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. В начальной школе закладывается база – это 70 % первоначальных, то есть базовых знаний, фундамента всех наук, поэтому ученики много учат, пересказывают. Дети переживают, если не могут запомнить стихи, тексты для пересказа, даты, факты, фамилии писателей и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды. Основные виды памяти - зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная. «Чистые» виды памяти очень редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Но у большинства всё же доминирует зрительная память.
Память можно и нужно развивать в любом возрасте.
Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.
Если хорошо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию.
Если лучше развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания.
В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей.
Характеристика памяти: скорость, длительность, точность и объём запоминания (сколько информации человек может сохранить). Процессы памяти тесным образом соединены с характером человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. К примеру, у ученых, отмечается отменная смысловая и логическая память. У актеров и врачей отлично развита память на лица. Художник, охотник имеют высокоразвитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения. Есть люди, которые, к примеру, с трудом запоминают, но достаточно долго хранят в памяти запомненную информацию.
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте от 1 к 4 классу усиливается вес логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). Как это происходит? Изначально
у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем правила или объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребят находить приемы организации памяти. Чаще всего таковым приемом оказывается многократное повторение - универсальный метод, обеспечивающий механическое запоминание
В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, таковой метод запоминания дозволяет управляться с учебной перегрузкой. Но часто он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве средства запоминания. Таковая память основана на понимании. В данной связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание лишь тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения.
Память необходимо тренировать. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения, развивать память детей в домашних условиях.
Приемы, помогающие запомнить материал.
Группировка материала
Изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделён подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребёнка представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Схематический образ
Ребёнок для запоминания фразы или слова делает какой-нибудь как можно более простой и схематический рисунок.
Структурирование материала
При структурировании материала устанавливаются связи, порядок отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.
2. О результатах диагностирования уровня внимания и памяти учащихся 1 класса по итогам 1 полугодия.
Данные о диагностике прокомментирует психолог школы…
3. Об ответственности родителей за здоровье и безопасность детей в зимний период. Знакомство с памятками по ПДД, ППБ.
Инструктаж по презентации. Раздача памяток родителям.
4. Разное