СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родители и школа. Мотивация родителей к участию в школьной жизни ребенка и сотрудничеству со школой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны какие проблемы встречаются у классного руководителя в работе с родителями, рассказаны некоторые методы воздейсьтвия на родителей, описаны способы привлечения внимания родителей к обучению ребенка и школьной жизни в целом. 

Просмотр содержимого документа
«Родители и школа. Мотивация родителей к участию в школьной жизни ребенка и сотрудничеству со школой.»

Родители и школа.

Мотивация родителей к участию в школьной жизни ребенка и сотрудничеству со школой.

Любой учитель надеется на взаимосвязь родителей со школой. Особенно если это касается начальных классов. Ведь очень важно чтобы родители принимали участие в школьной жизни их маленького ученика. Учителя организовывают родительские собрания, приглашают на мероприятия классные и школьные, пишут объявления, пишут замечания в дневники, делают телефонные звонки, проводят индивидуальные беседы с родителями и ждут, что их услышат. Но на деле все оказывается не так просто, а в некоторых случаях даже очень сложно и невозможно достучаться до родителей. Что же делать когда родители или «слепы» и не видят элементарного, или упорно защищают своего ребенка даже понимая, что тот не прав? А что делать, если с ребенком нет особых проблем, но родители не хотят принять участие в мероприятии, например помочь ученику подготовиться к нему или не приходят на родительские собрания, ведь даже если больших проблем нет это не значит что не нужно появляться в школе и хотя бы побеседовать с классным руководителем о своем ребенке? На все эти вопросы очень сложно дать ответ. Хотя есть некоторые способы повлиять на родителей.

Давайте разберемся. Каждый нормальный родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада, положительном общении со сверстниками, в занятиях внеурочной деятельностью. Какие могут быть причины незаинтересованности в выше перечисленном?

Каждый ребенок много времени проводит в своей семье. А семья – это ячейка общества, и в каждой ячейке свои традиции, устои, законы, нормы, разное понимание и проявление любви и заботы к близким. Во-первых семьи делятся на некоторые категории. Бывают благополучные и неблагополучные семьи, полные и неполные, многодетные и малообеспеченные, иностранные, педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей, социально неблагополучные, конфликтные, пьющие, аморальные.

Классный руководитель должен знать информацию о семье каждого ребенка, изучив личное дело, раздав родителям различные анкеты для заполнения, побеседовав с ними на первом родительском собрании, понаблюдав за ребенком во время урока, перемены, за внешним видом ученика и имеющимся у него учебным принадлежностям и уже можно составить свою характеристику той или иной семьи.

Идет учебный год. Проводятся родительские собрания, идет учебный процесс, проводятся мероприятия. И вы замечаете, что ученик не имеет мотивацию к учению, не проявляет желание участвовать в каких-либо мероприятиях, глядя на парту вы видите что и принадлежности есть, и выглядит ребенок хорошо, но в тетради беда и на уроках нет ответов от ученика, хотя на перемене он может вполне радостно и весело бегать и играть с одноклассниками. Это тот случай, когда ребенок из благополучной семьи, но педагогически несостоятельной. Т.е. семья имеет жилье, родители работают, ребенок хорошо одет, все для школы имеется. И такие родители часто считают что этого достаточно, а остальному ребенок научится в школе. Но мы понимаем, что это не так. Обучение ребенка на 50 % зависит и от семьи. В такой семье мама может не проверять дневник и тетради ребенка, не делать с ним домашнее задание, или не успевать это делать, не собирать с ним портфель, не интересоваться его учебными делами, считают, что это делает учитель в школе. Бывает что родители настолько заняты работой, что забывают о своих детях. И получается, что вроде бы хорошая семья, где спокойные семейные отношения и создан уютный быт, а ребенок создает впечатление ленивого ученика, с несделанным домашним заданием или несобранным портфелем. В этом случае учителю необходимо не пропустить происходящее, и связаться с родителями, желательно лично побеседовать или хотя бы по телефону. Стоит узнать часто ли ребенок дома один, проверяют ли его портфель, делают ли с ним домашнее задание, интересуются ли его успехами, как поздно приходят родители с работы и т.д. Нужно терпеливо выслушать ответы родителей и пояснить почему вы их вызвали. Заранее подготовить тетради ребенка и показать конкретно проблемы в обучении. Рассказать, как проходит урок и какая активность у данного ученика. Нужно убедить родителей в том, что ребенку необходимо уделять внимание в плане учебы. Рассказать чем это может закончится, если они не проявят должного внимания. Можно даже заранее подготовить распечатанную инструкцию для родителей, чтобы первое время они обращались к ней и не забывали ничего. Так же необходимо напомнить родителям, что следует вместе с ребенком принимать участие в мероприятиях класса, школы, участвовать в конкурсах, готовиться к ним вместе, помогать ребенку, беседовать с ним чаще. Нужно объяснить, что совместная деятельность объединяет семью, вызывает доверие ребенка к родителям, благоприятно влияет на формирование личностных качеств ученика, и навсегда остается положительным отпечатком в его памяти. Если данная семья действительно благополучная, то родители скорее всего должны вас услышать.

С более благополучными семьями все ясно, это немного легче. Но как быть с неблагополучными, иностранными, пьющими, аморальными, конфликтными? Ведь большинство из них и слышать ничего не хотят, многим из них вообще не интересно, что происходит с ребенком в школе, как он учится, как складывается общение со сверстниками, где он гуляет после школы, а про совместную деятельность и говорить нечего. Конечно в этих вопросах классный руководитель не может действовать в одиночку, необходима работа социального педагога. Социальный педагог это - высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых. К основным обязанностям социального педагогаотносятся:

  • осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков;

  • оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сиротам, выпускникам детских домов;

  • социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска;

  • диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;

  • изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды;

  • диагностика социальных отклонений;

  • социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний;

  • защита прав детей и подростков;

  • организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков;

  • проведение профориентационной работы с детьми и подростками.

Когда классный руководитель замечает, что в этой семье есть проблемы, он обращается к социальному педагогу. Далее соц.педагог либо вызывает эту семью в школу, либо без всякого предупреждения приходит к данной семье в дом, чтобы посмотреть и зафиксировать документально какая обстановка в квартире (доме),какие условия проживания , чисто или беспорядок, есть ли спальные места, есть ли в холодильнике еда, где и как хранятся вещи ребенка, есть ли у ребенка место чтобы делать уроки, сколько человек проживает в данном жилье, трезвы ли и адекватны родители, беседует с родителями ссылаясь на жалобы учителя и т.д. Исходя из того что соц.педагог увидит дома и исходя из того что происходит с ребенком в классе, (т.е. как он учится, как одет, как ведет себя, часто ли пропускает уроки и т.д. ) социальный педагог решает какие меры нужно предприинять. Либо семью достаточно поставить на внутришколный учет, либо в СОП (социально опасное положение). Бывают случаи когда после прихода соц.педагога родители стараются улучшить положение, но чаще всего без инспектора по делам несовершеннолетних не обойтись.

В этих и других случаях главное помочь ребенку, ведь если в семье неполадки, то ему трудно и в школе. Возможно ученик не покажет этого и в виде защитной реакции будет смеяться, баловаться, хамить, но вы как учитель должны понимать, что это психологический щит ребенка и чтобы он убрал щит и открыл свою душу нужно поговорить с ним один на один. И не ненужно стыдить при всех в классе если у него что-то не так а поговорить с ним позже и выяснить что случилось. Ведь как бы нам не хотелось, но современный педагог не только учитель, который ведет уроки и дает знания, но и психолог который сможет найти с детьми общий язык и помочь в трудную минуту.