Цимлянский район ст. Красноярская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноярская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Красноярской СОШ
Приказ от 30.082019г № 107 -о
Подпись руководителя __________
Герасимов Ю. М.
Рабочая программа
по учебному предмету родной (русский) язык
начальное общее образование 3 «В» класс
количество часов 16
Учитель Ермакова Ирина Николаевна
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
2019 -2020 учебный год
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
Содержание курса
Русский язык: прошлое и настоящее |
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. |
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. Образные названия растений. |
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей |
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты . Что ни город, то норов. Происхождение названий старинных русских городов. Эпитеты и сравнения. |
Язык в действии Как правильно произносить слова. Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. Как изменяются имена существительные во множественном числе? Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями |
Секреты речи и текста |
Особенности устного выступления. Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» |
Типы текста. Текст - рассуждение |
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. Текст – повествование. Структура текста. Сочинение на тему «Как я провёл выходной день». |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
| Русский язык: прошлое и настоящее (6ч) | | План | Факт |
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; распознают слова, называющие природные явления и растения; распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; понимают значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; поиск информации о происхождении фамилии находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках подбирают и употребляют сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов | 3.09 | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | 10.09 | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. Образные названия растений. | 17.09 | |
4 | Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | 24.09 | |
5 | Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | 1.10 | |
6 | Проектное задание: «История моего имени и фамилии» | приобретают опыт поиска информации в словарях о происхождении слов | 8.10 | |
| Язык в действии (5 ч) | | | |
7 | Как правильно произносить слова. | работают со словарем ударений | 15.10 | |
8 | Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка | различать по суффиксам различные оттенки значения слов; различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок | 22.10 | |
9 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. | 5.11 | |
10 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.( Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных) | 12.11 | |
11 | Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями | 19.11 | |
| Секреты речи и текста (5 ч) | | | |
12 | Особенности устного выступления. Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» | строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; | 26.11 | |
13 | Типы текста. Текст - рассуждение | знакомятся со структурой текста рассуждения; создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации | 3.12 | |
14 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы | 10.12 | |
15 | Текст – повествование. Структура текста. Сочинение на тему «Как я провёл выходной день». | определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; | 17.12 | |
16 | Итоговая контрольная работа | выполняют итоговую работу | 24.12 | |