Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики
Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира.
Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Связь поколений, их преемственность — основа народной педагогики, заключающаяся в передаче потомкам обобщенного трудового, нравственно-этического опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжении потомками дела, начатого предками...
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям народа способно предотвратить духовное обнищание молодежи. Создание детям, учащимся языковой среды, национального быта, национальной атмосферы дома, в семье, в школах и общественных местах — одно из условий возрождения и развития культуры нашего народа. Вся народная этика сводится, главным образом, к так называемой семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом скрывается глубокий философский и психолого-педагогический смысл. Благодаря теплу отчего дома, семье, родству, у каждого человека рождаются светлые патриотические чувства, уважительное отношение к другим народам, искренние, глубокие раздумья о смысле человеческой жизни. Если ребенок растет и развивается в естественной для него среде, в атмосфере культуры своего народа, учится и воспитывается на родном языке, посредством культурно-исторических, духовно-национальных традиций и обычаев, это и есть первая заповедь народной педагогики. Язык — первооснова культуры, органическое создание мысли и чувств народа, в котором выражаются результаты его духовной жизни. Родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к нации.
К. Д. Ушинский, проанализировав системы воспитания в Германии, Англии, Франции, Северной Америке, пришел к выводу, общей схемы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, быт, история народа. В этом и заключаются этнопедагогические аспекты возрождения национальной школы, опирающиеся на традиции народной педагогики с учетом особенностей национальной психологии и других качеств народа, обусловленных природно-климатическими, социально-экономическими, историческими условиями жизнедеятельности.
Нельзя добиться прочного знания родного языка, не привлекая к обучению родителей. Общение в школе, общение в семье на родном языке создает тот микроклимат, в котором зарождается интерес и любовь к языку, традициям семьи, народа.
По определению Сухомлинского, школа становится очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ книги, культ родного слова.
Современные ученые, лингвисты и педагоги справедливо считают, что одним из условий развития поликультурной среды, гармоничного взаимодействия языков должно быть реальное двуязычие. Небывалый рост интереса к двуязычию во всем мире не является случайным. Бурное развитие науки, техники, культуры, искусства способствует вовлечению в международную жизнь сотен народов мира. Проблема двуязычия приобретает исключительно важное значение в многонациональном государстве…
Тезис «Чем больше языков, тем больше гуманного в человеке» всегда оправдывает себя. Очевидно, что развитие калмыцко-русского двуязычия - объективная необходимость, так как создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности к судьбе республики и ответственность за нее. Семья закладывает основы функциональной грамотности у учащихся на калмыцком и русском языках, приобщает к началам родной культуры - основы нравственности и гражданского воспитания.
Для развития детского мышления и для психологического формирования ребёнка огромное значение имеет фактор речевого развития. «Обучение двуязычию, - писал Л.С. Выготский, - представляет своеобразную форму детского развития. Следует иметь в виду, что родной язык является той благодатной почвой, на которой развивается личность ребёнка и совершенствуется его речевая способность в овладении вторым языком. Особенность двуязычия как стыка двух стихий языка, двух культур, двух образов мира рождает энергию творчества и пробуждает сознание и язык народа к высокому напряжению, к полному развёртыванию их возможностей. В свое время Д. Ушинский высказал замечательную мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, которые «имеют иногда сильную, врожденную способность обращать внимание на окружающее».
В стыке языков выражается наиболее остро столкновение образов жизни материальных и духовных культур. На современном этапе своего развития российское общество понимает громадную роль семьи как первичной ячейки общества и роли отца и матери как важнейших воспитателей подрастающего поколения. Таким образом, осмысление опыта народной педагогики, развитие и создание системы традиционного воспитания в современной школе необходимы.
На уроках учащиеся с интересом изучают близкий им местный материал, национально-культурного содержания. Использование материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, приобщает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет и передает историческую память от поколения к поколению. На своих уроках использую национально-региональный компонент. Практически все устные темы даются в сравнении с темами о Калмыкии: географическое положение республики, об окружающей среде республики, о дикой природе. Важно, чтобы дети увидели красоту и богатство нашей степи.
Под руководством учителей калмыцкого языка в школе проводятся такие массовые мероприятия как ЗУЛ, Цаган Сар, на которых исполняются народные песни, танцы, проводятся конкурсы на знание национальных традиций и обычаев.
Большое воспитательное значение имеют игры разных народов, в основе которых лежат национальные традиции, особенность культуры и быта наций, ее географии. Калмыцкие народные игры "Альчик", "Сах-шага", "Мөңгн бүс", "Цаган-модн" успешно используются в организации и проведении досуга детей, приобщая их к народной традиции, создавая благоприятную среду для изучения родного языка. Калмыцкие загадки, пословицы, поговорки, сказания, легенды, благопожелания — все эти формы устного народного творчества, использованные в учебной и воспитательной работе, служат средством активизации родного языка. Постановка спектаклей, инсценировок на родном языке, исполнение школьным хором калмыцких песен, народных частушек, национальных танцев, игра на народных музыкальных инструментах способствуют преемственности народной прогрессивной традиции, культуры, сохранению и развитию духовного богатства народа.
Особо следует отметить народное прикладное искусство как традиционное воспитание.
Но главное в воспитании граждан — это знание истории своей Родины, места, где ты родился, истории своего народа. Без знания исторических корней — откуда ты, кто ты — нет общей культуры, располагающей к изучению родного языка. Каковы предания, легенды, ритуалы народа? Знает ли наша молодежь истоки своего народа?
«Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» (Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Только семья и школа помогут ребенку познать и осмыслить историю своей страны и мира через конкретные события и знакомые ему лица, сформируют интерес и уважение к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своего народа и всего человечества.
Литература
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
Дякиева Р.Б. Функциональные возможности государственных языков в РК в условиях национально - языковой политики на современном этапе. Материалы международной научно - практической конференции. Элиста, 2002г.,
Зимняя И. Я. Психологические основы двуязычия // Русский язык в начальной
школе. 1984 г., №3.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года