СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития калмыцко- русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира.

Просмотр содержимого документа
«Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики»

Родной язык — сильнейший фактор народной педагоги­ки

Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира.
Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Связь поколений, их преемственность — основа народной педагогики, заключающаяся в передаче потомкам обобщенного трудового, нравствен­но-этического опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблю­дении обычаев и традиций предков, в продолжении потомками дела, начатого предками... 
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям народа способно предотвратить духовное обнищание молодежи. Создание детям, учащимся языковой среды, национального быта, национальной атмосфе­ры дома, в семье, в школах и общественных местах — одно из условий возрождения и развития культуры нашего народа. Вся народная этика сводится, главным образом, к так называемой семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом скрыва­ется глубокий философский и психолого-педагогический смысл. Благода­ря теплу отчего дома, семье, родству, у каждого человека рождаются светлые патриотические чувства, уважительное отношение к другим наро­дам, искренние, глубокие раздумья о смысле человеческой жизни. Если ребенок растет и развивается в естественной для него среде, в атмосфере культуры своего народа, учится и воспитывается на родном языке, посредством культурно-исторических, духовно-национальных тра­диций и обычаев, это и есть первая заповедь народной педагогики. Язык — первооснова культуры, органическое создание мысли и чувств народа, в котором выражаются результаты его духовной жизни. Родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к нации. 
К. Д. Ушинский, проанализировав системы воспитания в Германии, Англии, Франции, Северной Америке, пришел к выводу, общей схемы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывает характер, национальные особенности, культу­ра, быт, история народа. В этом и заключаются этнопедагогические аспек­ты возрождения национальной школы, опирающиеся на традиции народ­ной педагогики с учетом особенностей национальной психологии и других качеств народа, обусловленных природно-климатическими, социально-экономическими, историческими условиями жизнедеятельности.
Нельзя добиться прочного знания родного языка, не привлекая к обучению родителей. Общение в школе, общение в семье на родном языке создает тот микроклимат, в котором зарождается интерес и любовь к языку, традициям семьи, народа. 
По определению Сухомлинского, школа становится очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ книги, культ родного слова. 
Современные ученые, лингвисты и педагоги справедливо считают, что одним из условий развития поликультурной среды, гармоничного взаимодействия языков долж­но быть реальное двуязычие. Небывалый рост интереса к двуязычию во всем мире не является случайным. Бурное развитие науки, техники, культуры, искусства способству­ет вовлечению в международную жизнь сотен народов мира. Проблема двуязычия приобретает исключительно важное значение в многонациональном государстве…
Тезис «Чем больше языков, тем больше гуманного в человеке» всегда оправды­вает себя. Очевидно, что развитие калмыцко-русского двуязычия - объективная необходимость, так как создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности к судьбе республики и ответственность за нее.  Семья зак­ладывает основы функциональной грамотности у учащихся на калмыцком и русском языках, приобщает к началам родной культуры - основы нравственности и гражданского воспитания.
Для развития детского мышления и для психологического формирования ре­бёнка огромное значение имеет фактор речевого развития. «Обучение двуязычию, - писал Л.С. Выготский, - представляет своеобразную форму детского развития. Сле­дует иметь в виду, что родной язык является той благодатной почвой, на которой развивается личность ребёнка и совершенствуется его речевая способность в овла­дении вторым языком. Особенность двуязычия как стыка двух стихий языка, двух культур, двух образов мира рождает энергию творчества и пробуждает сознание и язык народа к высокому напряжению, к полному развёртыванию их возможностей. В свое время Д. Ушинский высказал замечательную мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, которые «имеют иногда сильную, врожденную способность обращать внимание на окружающее».
В стыке языков выражается наи­более остро столкновение образов жизни материальных и духовных культур. На современном этапе своего развития российское общество понимает громадную роль семьи как первичной ячейки общества и роли отца и матери как важнейших воспитателей подрастающего поколения. Таким образом, осмысление опыта народной педагогики, развитие и создание системы традиционного воспитания в современной школе необходимы.
На уроках учащиеся с интересом изучают близкий им местный материал, национально-культур­ного содержания. Использование материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, при­общает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет и переда­ет историческую память от поколения к поколению. На своих уроках использую наци­онально-региональный компонент. Практически все устные темы даются в сравне­нии с темами о Калмыкии: географическое положение республики, об окружающей среде республики, о дикой природе. Важно, чтобы дети увидели красоту и богатство нашей степи.
Под руководством учителей калмыцкого языка в школе проводят­ся такие массовые мероприятия как ЗУЛ, Цаган Сар, на которых исполняются народные песни, танцы, проводятся конкурсы на знание национальных традиций и обычаев.
Большое воспитательное значение имеют игры разных народов, в основе которых лежат национальные традиции, особенность культуры и быта наций, ее географии. Калмыцкие народные игры "Альчик", "Сах-шага", "Мөңгн бүс", "Цаган-модн" успешно используются в организа­ции и проведении досуга детей, приобщая их к народной традиции, созда­вая благоприятную среду для изучения родного языка. Калмыцкие загадки, пословицы, поговорки, сказания, легенды, благопожелания — все эти формы устного народного творчества, использованные в учебной и воспитательной работе, служат средством активизации родного языка. Постановка спектаклей, инсцени­ровок на родном языке, исполнение школьным хором калмыцких песен, народных частушек, национальных танцев, игра на народных музыкальных инструментах способствуют преемственности народной прогрес­сивной традиции, культуры, сохранению и развитию духовного богатства народа. 
Особо следует отметить народное прикладное искусство как традиционное воспитание.
Но главное в воспитании граждан — это знание истории своей Родины, места, где ты родился, истории своего народа. Без знания исторических корней — откуда ты, кто ты — нет общей культуры, располагающей к изучению родного языка. Каковы предания, легенды, ритуалы народа? Знает ли наша молодежь истоки своего народа?
«Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российс­кого самосознания и самоидентичности» (Из Концепции модернизации российс­кого образования на период до 2010 года».

Только семья и школа помогут ребенку познать и осмыслить историю своей страны и мира через конкретные события и знакомые ему лица, сформируют инте­рес и уважение к истории и культуре своего и других народов, стремление со­хранить и приумножить культурное наследие своего народа и всего человече­ства.


Литература

Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. 
Дякиева Р.Б. Функциональные возможности государственных языков в РК в усло­виях национально - языковой политики на современном этапе. Материалы меж­дународной научно - практической конференции. Элиста, 2002г.,
Зимняя И. Я. Психологические основы двуязычия // Русский язык в начальной
школе. 1984 г., №3.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!