РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КУРСА «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Уровень образования, класс: начальное общее образование, 1-4 классы Количество часов: 135 (33-34-34-34)
Уровень: базовый
Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования
2021-– 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности,
государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Программа интегрированного курса «Мой край» строится на основе компетентного подхода к образованию школьников и условно- концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Программа предусматривает 4 года обучения с 1 по 4 класс образовательных учреждений. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю для 1 класса - 33 занятия, на 2-4 год обучения отводится по 34 часа (по 1 часу в неделю).
Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.
Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как урок-путешествие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов | Планируемые результаты |
1 год обучения | |
1 | «Школа – мой дом родной». | Осознать свою новую роль - «школьник». Развивать аналитико-синтетическое восприятие. Учиться работать в парах. Формировать толерантные отношения к другим людям. Уметь находить структурно-речевые связи между высказываниями, разрешать конфликтные ситуации. Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность. Знать права и обязанности школьника. |
2 | «Курский край – моя Родина» | Уметь определять свою роль в обществе, выполнять. Формировать нравственные чувства и понятия. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Научиться смотреть на себя со стороны. Анализировать своё поведение. Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения. |
3 | «Я и моя семья». | Знать и защищать свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека. На примере литературных героев учиться отстаивать свои права. Уметь определять свою роль в обществе, выполнять обязанности. |
4 | «Курский район – моя маленькая Родина». | Знать название своего города, поселка, села, достопримечательности, историю своего села. Определять и оценивать поступки героев. |
2 год обучения | |
1 | Курский край – моя Родина | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. |
2 | Я и моя семья. | Изучить историю своей семьи. |
3 | Курский район – моя маленькая Родина | Территория и географическое положение района. Знакомство с картой района, границы, история образования. |
4 | Курск – столица Курской области. | Знать историю возникновения города, достопримечательности Курска. Формирование интереса к изучению истории, культуры родного города. |
5 | Улицы города Курска. | Знать названия улиц города, историю. Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками. |
3 год обучения | |
1 | Горжусь тобой – мой Курск | Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю |
2 | Область, в которой я живу | Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения. |
3 | Народные мастера Соловьиного края | Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы. |
4 | Моя семья | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
4 год обучения | |
1 | Я – житель Курского края | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях области. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. |
2 | Курский край – Соловьиный край | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия еѐ реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. |
3 | Памятники истории | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
4 | Держись православия – веры наших предков | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. |
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание: общечеловеческих ценностей, прав человека на образование в РФ, государственных символов России, края, документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ, прав и обязанностей обучающихся, способы защиты своих прав,
предусмотренных законом, государственных органов, призванных защищать права ребёнка, конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте, правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения: выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил, выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами, ценить общественный порядок и деятельность по его охране, добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач: чувство собственного достоинства в различных ситуациях, человечность к окружающим людям, честность, целеустремлённость, трудолюбие, самодеятельность и самостоятельность, жизнестойкость.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается: создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию; обогащение содержания гражданско- патриотического воспитания; вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника: в познавательной сфере: развитие творческих способностей; в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Класс | № п/п | Наименование раздела | Кол час | Содержание тем раздела |
1 класс | 1 | Школа – мой дом родной | 11 | Я – школьник. Экскурсия по школе. История школы. Традиции школы. Школа – мой дом родной. Книги – реки, наполненные мудростью. Экскурсия в школьную библиотеку. Наш школьный двор. Правила поведения в школе. Общение со сверстниками. Мой класс. |
| 2 | Курский край – моя Родина | 6 | Курский край – моя малая Родина. Экскурсия в историко - краеведческий музей. Курск – центр области. Достопримечательности г. Курска. Заочная экскурсия по городу. |
| 3 | Я и моя семья | 10 | Я и моя семья. Семейные традиции. Дружная семья. Труд родителей. Боевой путь моих родственников. Ветераны ВОВ. Здоровый образ жизни. |
| 4 | Курский район – моя маленькая Родина | 6 | Курский район – моя маленькая Родина. Экскурсия в Курский краеведческий музей. История Курского края. |
2 класс | 1 | Курский край – моя Родина | 9 | История родного города. Краеведческие музеи Курской области. Символика города Курска. Курск в годы ВОВ. Герои Курской земли – участники ВОВ. История памятников Курска. Забота о старших – дело совести каждого. Люди в белых халатах. Заочная экскурсия к памятным местам земли Курской. |
| 2 | Я и моя семья | 5 | Начало славного рода. Традиции моей семьи. История моей семьи. Мать и еѐ дети. |
| 3 | Курский район – моя маленькая Родина | 8 | Растительность. Животный мир. Красная книга. Экскурсия в Курский краеведческий музей. Озера Курского края. Реки Курского края. |
| 4 | Курск – столица Курской области | 6 | Первые населённые пункты. Образование города Курска. Жизнь города. Возрождение традиций. Герои, рождённые в Курске. |
| 5 | Улицы города Курска, моего села | 6 | Соловьиный край. Улица, на которой я живу. Улицы города Курска, села. История их названий. Виртуальная экскурсия по улицам города Курска. |
3 класс | 1 | Горжусь тобой – мой Курск | 12 | История родного края. Экскурсия в краеведческий музей. Символика Курского края. Курская область в годы ВОВ. На Братской могиле. Под Прохоровкой. На Курской дуге. Писатели и поэты Курска. Художники Курска. |
| 2 | Область, в которой я живу | 7 | Курск – город воинской славы. Виртуальное путешествие в музей боевой славы. Курский драматический театр имени Пушкина. Исторические корни нашего края. Достопримечательности городов области. Современный Курск – город с развитой промышленностью. |
| 3 | Народные мастера Соловьиного края | 8 | Глиняная игрушка. Гончарство. Традиционная керамика. Народная кукла. |
| | | | Плетение из лозы. Ткачество. Курская роспись. Земляки, которыми гордится Курская земля. |
| 4 | Моя семья | 7 | Моя семья. Моя родословная. Я и моё имя. История моей фамилии. Мой дом – моя крепость. Семьи - прославившие Курскую область. |
4 класс | 1 | Я – житель Курского края | 9 | Я – житель Курского края. Символика области. Конституция – основной закон государства. Курск – Родина моя. Курский край – многонациональный край. Наши добрые соседи. Память наших прадедов. Большая забота о маленьких детях. Детские здравницы Курской области |
| 2 | Курский край – Соловьиный край | 10 | Знаменитый Курский соловей. Курск – былинный край. Курский фольклор. Традиционная одежда. Древние и современные ремѐсла. Святые места области. Виртуальное путешествие в Коренную пустынь. Редкие природные уголки Соловьиного края. |
| 3 | Памятники истории | 8 | Памятники истории вокруг нас. Храмы и церкви Курской области. Заповедник «Стрелецкая степь». Знаменитые люди нашего города. Усадьба «Марьино». Древние города области. |
| 4 | Держись православия – веры наших предков | 7 | Православная вера – вера наших предков. Православные традиции. Православные святыни Курской области. Храмы и соборы. Правила поведения в храме. Православная святыня Курского края – чудотворная икона Знамения Божьей Матери. Православные праздники. Рождество Христово. Пасха. Троица. Праздники в моей семье. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Год обучения | № п/п | Наименование разделов | Кол -во часов |
1 класс | 1 | «Школа – мой дом родной». | 11 |
| 2 | «Курский край – моя Родина» | 6 |
| 3 | «Я и моя семья». | 10 |
| 4 | «Курский район – моя маленькая Родина». | 6 |
2 класс | 1 | Курский край – моя Родина | 9 |
| 2 | Я и моя семья. | 5 |
| 3 | Курский район – моя маленькая Родина | 8 |
| 4 | Курск – столица Курской области. | 6 |
| 5 | Улицы города Курска, моего села. | 6 |
3 класс | 1 | Горжусь тобой – мой Курск | 12 |
| 2 | Область, в которой я живу | 7 |
| 3 | Народные мастера Соловьиного края | 8 |
| 4 | Моя семья | 7 |
4 класс | 1 | Я – житель Курского края | 9 |
| 2 | Курский край – Соловьиный край | 10 |
| 3 | Памятники истории | 8 |
| 4 | Держись православия – веры наших предков | 7 |
| | Итого | 135 |
Календарно-тематическое планирование курса «Мой родной край» в 1-4 классах
№ | Дата план | Дата факт | Тема раздела/ занятия в 1 классе | Кол час | Планируемые результаты |
| | | ШКОЛА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ | 11 | Осознать свою новую роль - «школьник». Развивать аналитико-синтетическое восприятие. Учиться работать в парах. Формировать толерантные отношения к другим людям. Уметь находить структурно-речевые связи между высказываниями, разрешать конфликтные ситуации. Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение и уважение к книге; школьному имуществу; внимательное отношение к ученикам и учителям. Знать права и обязанности школьника. |
1 | | | Я – школьник. Экскурсия по школе. | 1 |
2 | | | История школы | 1 |
3 | | | Традиции школы | 1 |
4 | | | Школа – мой дом родной | 1 |
5 | | | Книги – реки, наполненные мудростью | 1 |
6 | | | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 |
7 | | | Наш школьный двор | 1 |
8 | | | Правила поведения в школе | 1 |
9 | | | Общение со сверстниками. | 1 |
10 | | | Мой класс | 1 |
11 | | | Праздник «Посвящение в первоклассники» | 1 |
| | | КУРСКИЙ КРАЙ – МОЯ РОДИНА | 6 | Уметь определять свою роль в обществе, выполнять. Формировать нравственные чувства и понятия. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Научиться смотреть на себя со стороны. Анализировать своё поведение. Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения. |
12 | | | Курский край – моя малая Родина | 1 |
13 | | | Экскурсия в историко-краеведческий музей | 1 |
14 | | | Курск – центр области | 1 |
15 | | | Достопримечательности города Курска | 1 |
16 | | | Заочная экскурсия по городу | 1 |
17 | | | Конкурс рисунков «Мой город» | 1 |
| | | Я И МОЯ СЕМЬЯ | 10 | Знать и защищать свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека. На примере литературных героев учиться отстаивать свои права. Уметь определять свою роль в обществе, выполнять обязанности. Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Формировать первичные представления о толерантности как качестве личности. Воспитывать чувство терпимости к людям. |
18 | | | Я и моя семья | 1 |
19 | | | Семейные традиции | 1 |
20 | | | Дружная семья | 1 |
21 | | | Труд родителей | 1 |
22 | | | Мои дедушки и бабушки (конкурс стихов) | 1 |
23 | | | Праздник «Моя семья» | 1 |
24 | | | Боевой путь моих родственников | 1 |
25 | | | Ветераны Великой Отечественной войны | 1 |
26 | | | Здоровый образ жизни | 1 |
27 | | | Спортивный праздник «Самая спортивная семья | 1 |
| | | КУРСКИЙ РАЙОН – МОЯ МАЛЕНЬКАЯ | 6 | Знать название своего города, поселка, села, достопримечательности, |
| | | РОДИНА | | историю своего села. Определять и оценивать поступки героев. |
28 | | | Курский район – моя Родина | 1 |
29 | | | Экскурсия в Курский краеведческий музей | 1 |
30 | | | История Курского края | 1 |
31 | | | Моё Отечество ( конкурс рисунков) | 1 |
32 | | | Моё Отечество (конкурс патриотических стихов) | 1 |
33 | | | Викторина «Мой край» | 1 |
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема раздела/ занятия во 2 классе | Кол час | Планируемые результаты |
| | | КУРСКИЙ КРАЙ – МОЯ РОДИНА | 9 | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. |
1 | | | История родного города | 1 |
2 | | | Краеведческие музеи Курской области | 1 |
3 | | | Символика города Курска. | 1 |
4 | | | Курск в годы Великой Отечественной войны | 1 |
5 | | | Герои Курской земли – участники Великой Отечественной войны | 1 |
6 | | | История памятников Курска | 1 |
7 | | | Забота о старших – дело совести каждого | 1 |
8 | | | Люди в белых халатах | 1 |
9 | | | Заочная экскурсия к памятным местам земли Курской. | 1 |
| | | Я И МОЯ СЕМЬЯ | 5 | Изучить историю своей семьи. |
10 | | | Начало славного рода | 1 |
11 | | | Традиции моей семьи | 1 |
12 | | | История моей семьи | 1 |
13 | | | Мать и её дети | 1 |
14 | | | Игра-конкурс «Самая дружная семья». | 1 |
| | | КУРСКИЙ РАЙОН – МОЯ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА | 8 | Территория и географическое положение района. Знакомство с картой района, границы, история образования. |
15 | | | Курск – центр области | 1 |
16 | | | Растительность | 1 |
17 | | | Животный мир | 1 |
18 | | | Красная книга | 1 |
19 | | | Экскурсия в Курский краеведческий музей | 1 |
20 | | | Озера Курского края | 1 | |
21 | | | Реки Курского края. | 1 |
22 | | | Викторина «Мой Курский край » | 1 |
| | | КУРСК – СТОЛИЦА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ | 6 | Знать историю возникновения города, достопримечательности Курска. Формирование интереса к изучению истории, культуры родного города. |
23 | | | Первые населѐнные пункты | 1 |
24 | | | Образование города Курска | 1 |
25 | | | Жизнь города | 1 |
26 | | | Возрождение традиций | 1 |
27 | | | Герои, рождѐнные в Курске | 1 |
28 | | | Выставка рисунков «Мой город» | 1 |
29 | | | УЛИЦЫ ГОРОДА , СЕЛА | 6 | Знать названия улиц города, села, знакомство с их историей. Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками. |
30 | | | Соловьиный край | 1 |
31 | | | Улица, на которой я живу. | 1 |
32 | | | Улицы города Курска. История их названий. | 1 |
33 | | | Главная улица города Курска. | 1 |
34 | | | Выставка рисунков «Улица, на которой я живу». | 1 |
№ п/п | | Дата факт | Тема раздела/ занятия в 3 классе | Кол час | Планируемые результаты |
| | | ГОРЖУСЬ ТОБОЙ – МОЙ КУРСК | 12 | Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю |
1 | | | История родного края. | 1 |
2 | | | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
3 | | | Символика Курского края. | 1 |
4 | | | Курская область в годы Великой Отечественной войны | 1 |
5 | | | На Братской могиле | 1 |
6 | | | Под Прохоровкой | 1 |
7 | | | На Курской дуге | 1 |
8 | | | Викторина « Мой край». | 1 |
9 | | | Писатели и поэты Курска. | 1 |
10 | | | Конкурс стихов «Мой Курск» | 1 |
11 | | | Художники Курска. | 1 |
12 | | | Конкурс рисунков «Курский край» | 1 |
| | | ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ | 7 | Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует |
13 | | | Курск – город воинской славы. | 1 |
14 | | | Виртуальное путешествие в музей боевой славы. | 1 |
15 | | | Курский драматический театр имени Пушкина | 1 | формированию у школьников гражданского мировоззрения. |
16 | | | Исторические корни нашего края | 1 |
17 | | | Достопримечательности городов области | 1 |
18 | | | Современный Курск – город с развитой промышленностью | 1 |
19 | | | Викторина «Мой город» | 1 |
| | | НАРОДНЫЕ МАСТЕРА СОЛОВЬИНОГО КРАЯ | 8 | Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы. |
20 | | | Глиняная игрушка. | 1 |
21 | | | Гончарство | 1 |
22 | | | Традиционная керамика | 1 |
23 | | | Народная кукла | 1 |
24 | | | Плетение из лозы | 1 |
25 | | | Ткачество | 1 |
26 | | | Курская роспись | 1 |
27 | | | Земляки, которыми гордится Курская земля. | 1 |
| | | МОЯ СЕМЬЯ | 7 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
28 | | | Моя семья. Моя родословная. | 1 |
29 | | | Я и моё имя. | 1 |
30 | | | История моей фамилии. | 1 |
31 | | | Мой дом – моя крепость. | 1 |
32 | | | Герб моей семьи (творческая работа). | 1 |
33 | | | Игра – конкурс «Папа, мама и Я». | 1 |
34 | | | Семьи - прославившие Курскую область. | 1 |
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема раздела/ занятия в 4 классе | Кол час | Планируемые результаты |
| | | Я – ЖИТЕЛЬ КУРСКОГО КРАЯ | 9 | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях области. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или |
1 | | | Я – житель Курского края. | 1 |
2 | | | Символика области. | 1 |
3 | | | Конституция – основной закон государства. | 1 |
4 | | | Курск – Родина моя. | 1 |
5 | | | Курский край – многонациональный край. | 1 |
6 | | | Наши добрые соседи. | 1 |
7 | | | Память наших прадедов | 1 |
8 | | | Большая забота о маленьких детях | 1 |
9 | | | Детские здравницы Курской области | 1 | поступков. |
| | | КУРСКИЙ КРАЙ – СОЛОВЬИНЫЙ КРАЙ | 10 | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия еѐ реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. |
10 | | | Знаменитый Курский соловей | 1 |
11 | | | Курск – былинный край | 1 |
12 | | | Курский фольклор. | 1 |
13 | | | Традиционная одежда. | 1 |
14 | | | Древние и современные ремѐсла. | 1 |
15 | | | Святые места области. | 1 |
16 | | | Виртуальное путешествие в Коренную пустынь | 1 |
17 | | | Редкие природные уголки Соловьиного края | 1 |
18 | | | Песни Соловьиного края | 1 |
19 | | | Презентация «Мой край – край Соловьиный» | 1 |
| | | ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ | 8 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
20 | | | Без прошлого нет настоящего. | 1 |
21 | | | Памятники истории вокруг нас. | 1 |
22 | | | Храмы и церкви Курской области. | 1 |
23 | | | Заповедник «Стрелецкая степь» | 1 |
24 | | | Знаменитые люди нашего города. | 1 |
25 | | | Усадьба «Марьино» | 1 |
26 | | | Древние города области | 1 |
27 | | | Фотоконкурс «Город моими глазами». | 1 |
| | | ДЕРЖИСЬ ПРАВОСЛАВИЯ – ВЕРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ | 7 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
28 | | | Православная вера – вера наших предков | 1 |
29 | | | Православные традиции. | 1 |
30 | | | Православные святыни Курской области. | 1 |
31 | | | Храмы и соборы. Правила поведения в храме. | 1 |
32 | | | Православная святыня Курского края – чудотворная икона Знамения Божьей Матери | 1 |
33 | | | Православные праздники. Рождество Христово. Пасха. Троица. | 1 |
34 | | | Праздники в моей семье. | 1 |