06.02.2019г.
1 класс
Предмет: Родной (русский) язык.
Урок №20.
Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Тип урока: конструирование способа действия (краткосрочный проект).
Цель урока-проекта: формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.
2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.
3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.
4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.
Планируемые результаты.
Предметные - научится: понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; получит возможность: участвовать в презентации своего проекта, использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Вырабатывает умения употреблять новые понятия в своей речи.
Личностные: формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные (УУД).
Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.
Оборудование: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.. «Русский родной язык.» 1 класс. Предметные картинки с изображением русской народной одежды.
Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и групповая работа.
Ход урока.
1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3 мин.
- Вам интересно знать, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Тогда отгадайте загадки:
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая…(рубашка)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это? (Рубашки)
Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)
Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела…(сарафан)
Легкий, пестрый,
Кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну,
Поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (Сарафан)
И воротник, и два рукава,
Но мальчишки не наденут никогда. (Платье)
Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная. (Юбка)
Когда стрелки наутюжат,
Станут…намного лучше. (Брюки, штаны)
- Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Об одежде)
2. Самоопределение к деятельности. Планирование работы, формулирование задач — 3 мин.
- Вы правильно сказали. Но у нас сегодня по родному языку не простой урок, а урок-проект. Каждый проект имеет тему, цель, задачи.
Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».
Цель: создание словаря старинной русской одежды в картинках.
Задачи: вспомнить слова, называющие русскую одежду в старину, рассказать, что они означают, составить словарь в картинках с описанием и изображением одежды в старину.
- Как вы думаете, для чего нам это надо?
Гипотеза-предположение: словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова.
- Где мы будем искать информацию для нашего проекта? (Вспомним и обсудим всё о чем говорили на прошлом уроке, в учебнике, произведениях искусства – репродукции художников.)
3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10 мин.
Работа с учебником: с. 91-98.
Работа с иллюстрациями и словарём, с опорой на текст и вопросы в учебнике.
- Рассмотрите картинки, что на них изображено? Кто носил кафтан? Кто носил армяк? Чем отличался армяк от кафтана? (По ходу работы на магнитную доску крепятся предметные картинки с изображением старинной русской народной одежды.)
№1 - Физкультминутка «Мы проверили осанку…» — 2 мин.
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 11 мин.
Работа в парах по учебнику на с. 101-102.
- Рассмотрите внимательно картины. Обсудите с товарищем по парте. Попробуйте вспомнить слова, называющие одежду, которую носили в старину и расскажите, что эти слова означают. (2-3 минуты)
- Какие предметы одежды вы видите на картине Константина Егоровича Маковского «У околицы»?(Кокошник, сарафан, рубаха, душегрея без рукавов).
- Опишите, во что одеты люди, изображённые на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска»?(Кафтан-армяк, порты, кушак, рубаха мужская, кичка, сарафан, рубаха, душегрея).
Работа с пословицей.
По одежке встречают, по уму провожают.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Первый раз встретив человека, люди оценивают его внешний вид, как он выглядит, во что одет, как ведёт себя. В процессе общения, люди начинают вглядываться во внутренний мир этого человека – как он думает, что он говорит, как поступает с другими людьми. Оценивается его ум, мудрость, воспитание. В итоге, главным фактором, влияющим на мнение о человеке, становится его УМ, а не одежда в которую он одет.
№2 - «Вновь у нас физкультминутка…» — 2 мин.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 7 мин.
- Мы просмотрели много интересной информации о том , как люди одевались в старину. Подошло время обобщить всю информацию и собрать словарь в картинках. Посмотрите ещё раз на картинки с одеждой, расскажите как эти предметы одежды называются, что означают? (Дети выбирают один предмет одежды, дают краткую характеристику (приложение), картинка крепится в папку.)
7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 2 мин.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Какую работу мы с вами выполнили? Что вы запомнили? Что было интересным для вас? В чём возникли трудности? Для чего нам нужен «Словарь в картинках»?
Приложение:
РУБАХА
Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
ПОРТЫ
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии.
ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.
КАФТАН
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Кафтан - это верхняя одежда для мужчины, которая шилась длинной в пол, до колен или выше. Кафтан обязательно кроился с глубоким вырезом и без воротника, чтобы было видно расшитую сорочку .В зависимости от богатства его обладателя кафтан украшался узорами, вышивкой.
Женский костюм
СОРОЧКА
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
САРАФАН
:Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
ДУШЕГРЕЯ
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
ПОНЕВА
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей