СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного русского языка в 1 классе по теме «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока-проекта: формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.

Задачи:

1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.

2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.

3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного русского языка в 1 классе по теме «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».»

1 класс
Предмет: Родной (русский) язык.


Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».

Цель урока-проекта: формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.

Задачи:

1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.

2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.

3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.

Планируемые результаты.

Предметные - научится: понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; получит возможность: участвовать в презентации своего проекта, использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Вырабатывает умения употреблять новые понятия в своей речи.

Личностные: формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные (УУД).

Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.

Оборудование: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.. «Русский родной язык.» 1 класс. Предметные картинки с изображением русской народной одежды, тетрадь.



Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и работа в парах.

Ход урока

1.Орг.момент. Настрой на урок.

Здравствуйте! С каким настроением пришли на урок? Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям, улыбнулись мне. Желаю удачи.

2. Актуализация знаний

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Об одежде, которую одевали в старину)

-Прослушайте сказку и определите тему урока.

(Инсценировка детьми в костюмах)

«Сарафан в гостях у Рубахи»

Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьёшь чайку - забудешь тоску". Сели они рядком, да разговор завели:

-Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

-Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да ворогов и нечисть не пускаю.

-Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?

-У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. (Л. Сергеева)

3.Самоопределение к деятельности

-Определите тему урока. (Одежда ,которую одевали в старину)

- Вы правильно сказали. Но у нас сегодня по родному языку не простой урок, а урок-проект. (* Слайд)

-Проект всегда имеет тему, цель, задачи.


(*Слайд)Тема: «Во что одевались в старину. Проект «Словарь в картинках».

- Какова будет цель нашего урока? (Ответы детей)

(*Слайд)Цель: создание словаря старинной русской одежды в картинках.

Задачи: познакомиться со словами, называющие русскую одежду в старину, рассказать, что они означают, составить словарь в картинках с описанием и изображением одежды в старину.
- Как вы думаете, для чего нам это надо?

Гипотеза-предположение: словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова.

Где мы будем искать информацию для нашего проекта? ( в учебнике, в словаре, в произведениях искусства – репродукции художников.)

4.Изучение нового материала.

-Какие предметы одежды были героями сказки?(Сарафан и рубаха.)

(* Лист на доске Рубаха)

-Объясните, что такое «рубаха»?

-У кого из Вас есть изображения рубахи ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

-Посмотрите на мальчиков. Чем отличается старинная рубаха от современной рубашки? (Современная короче, пуговицы по всей длине, носят без пояса.)

(*Лист на доске Сарафан)

-Объясните, что такое «сарафан»?

-У кого из Вас есть изображения сарафана ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

-Посмотрите на девочек. Чем похожи сарафан старинный и современный? (Это платье без рукавов.) Чем отличается? (Носят без рубахи, без пояса, разный фасон.)

-Давайте послушаем интересные факты, которые нашли одноклассники

Сообщение одного из ребят: Рубаха-самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи. Самой первой пелёнкой для младенцев была рубаха матери или отца. Так пытались уберечь ребёнка от порчи и сглаза. Матери старались украсить детскую одежду вышивкой. А когда появился сарафан, рубаху стали одевать под него. Мужские рубахи подпоясывались кушаком.

А еще давным - давно «сарафан» носили мужчины. Так называлась длинная одежда, которая поверх рубахи надевалась. Завезли сарафан в Россию в 14 веке купцы из Азии. Первыми их стали носить богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, торговцы. Женщины же смогли носить сарафан лишь в 17 веке.

Работа со словарём

(*Лист на доске Кушак)-Объясните, что такое «кушак»?

-У кого из Вас есть изображения кушака ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

А я вам сейчас страшную тайну открою: давным - давно «сарафан» носили мужчины. Так называлась длинная одежда, которая поверх рубахи надевалась. Завезли сарафан в Россию в 14 веке купцы из Азии. Первыми их стали носить богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, торговцы. Женщины же смогли носить сарафан лишь спустя 300 лет в 17 веке. Эта одежда стала сразу любимой у бедных крестьянок и богатых барынь. Богатые шили сарафаны из дорогих тканей и украшали вышивкой и камнями, у бедных сарафаны были из домотканой шерстяной ткани.

- Послушайте загадки. Какие слова ,обозначающие одежду в них встретились?

1. Сам алый, сахарный

Кафтан зелёный , бархатный.

-О чем загадка?(Про арбуз)

-Какое слово услышали?(Кафтан)

(*Лист на доске Кафтан)

-Объясните, что такое «кафтан»?

-У кого из Вас есть изображения кафтана ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

2.Маленький мальчишка,

в сером армячишке,

по дворам шныряет,

крохи собирает.

-О ком идет речь? (Воробей)

(*Лист на доске Армяк)-Какое слово встретилось? (Армяк)

-Объясните, что такое «армяк»?

-У кого из Вас есть изображения армяка ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

-Это устаревшие слова(показывает на доску), сейчас мы их не используем, но можем встретить в сказках и загадках.

ФИЗМИНУТКА

5. Работа со словарем в учебнике

-Прочитайте отрывок из известной нам «Сказки о рыбаке и рыбке».

(*Слайд)

-Какие встретились слова, обозначающие старинную одежду? (душегрейка,кичка)

(*Лист на доске Душегрея)

-Прочитайте в учебнике объяснение слова «душегрея»?

-У кого из Вас есть изображения душегреи ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

(*Лист на доске Кичка)

-Прочитайте в учебнике объяснение слова «кичка»?

-У кого из Вас есть изображения кички ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

-А еще, на праздники женщины одевали кокошник.

(*Лист на доске Кокошник)

-Прочитайте в учебнике объяснение слова «кокошник»?

-У кого из Вас есть изображения кокошник ,выйдите к доске и наклейте на лист.

(Ребята выходят и наклеивают)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК

6. Письменная работа в тетрадях.

-Запишите в тетрадь слова с доски.

Поставьте ударение, разделите на слоги.

7. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению

-Ребята,а как стоят слова в словаре? (По алфавиту)

-Составим словарь из слов по алфавиту.(Двое ребят выходят составляют)

8. Закрепление изученных определений.

Работа в парах по картинам

- Рассмотрите внимательно картины. Обсудите с товарищем, какая старинная одежда на них изображена.(2-3 минуты)

- Какие предметы одежды вы видите на картине Константина Егоровича Маковского «У околицы»?(Кокошник, сарафан, рубаха, душегрея без рукавов).

- Опишите, во что одеты люди, изображённые на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска»?(Кафтан-армяк, порты, кушак, рубаха мужская, кичка, сарафан, рубаха, душегрея).

А.Г.Веницианов «На пашне. Весна» ? (Сарафан, рубаха, кокошник)

И. Богданов «За расчётом». (армяк или тулуп, лапти, рубаха, сарафан)

Иллюстрация из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».(Кафтан, порты, лапти, рубаха, сарафан, душегрея,

9. Итог урока

-Как вы думаете, какое значение имела одежда для людей в Древней Руси?

1)Сохраняла от холода

2)Оберег-оберегала от темных сил

3)Украшала человека

4)Показывала его место в обществе.

Поэтому люди относились бережно к одежде.

-Какую работу мы с вами выполнили?

- Мы просмотрели много интересной информации о том , как люди одевались в старину.

-Для чего мы пытались создать такой мини проект?

-Что было интересным для вас?

Литература :

1.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok_rodnogo_russkogo_iazyka_v_1_klasse_vo_chto_odevalis_v_starinu_proekt_slovar

2.































Приложение

1. РУБАХА

Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

2. КАФТАН

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Кафтан - это верхняя одежда для мужчины, которая шилась длинной в пол, до колен или выше. Кафтан обязательно кроился с глубоким вырезом и без воротника, чтобы было видно расшитую сорочку .В зависимости от богатства его обладателя кафтан украшался узорами, вышивкой.

3. САРАФАН

Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

4. ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!