СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Родственные слова. Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях). Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова»

Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.

Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.

II.Артикуляционная гимнастика

Ш Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:

«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы гляди­те, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».

После того как ученики выслушают текст, логопед, выясня­ет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном. Стало много новых слов.

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посад­ки, садовод, садовник.

Логопед спрашивает: «Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.

Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произош­ли от одного корня и называются однокоренными, родствен­ными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите ко­рень».

Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, посадили.

Аналогично проводится работа с другими словами: воз, во­зить, перевозка, повозка, возчик.

IV. Физминутка

V Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, бу­дут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.

Делается вывод.

Далее логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.

VI. Итог занятия.

Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.

Гора, горе - Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица.

Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал.










САД

рассада

посадки

садовод

посадили

ВОЗ

во­зить

перевозка

повозка

извозчик



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!