Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.
Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.
II.Артикуляционная гимнастика
Ш Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:
«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».
После того как ученики выслушают текст, логопед, выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.
Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова.
Как-то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада.
Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, словно корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном. Стало много новых слов.
И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.
Логопед спрашивает: «Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».
Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.
Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень».
Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, посадили.
Аналогично проводится работа с другими словами: воз, возить, перевозка, повозка, возчик.
IV. Физминутка
V Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.
Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.
Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.
Делается вывод.
Далее логопед предлагает придумать предложение с каждым словом.
VI. Итог занятия.
Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »
Тренировочные упражнения
Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.
Гора, горе - Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица.
Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал.
САД | рассада | посадки | садовод | посадили |
ВОЗ | возить | перевозка | повозка | извозчик |