Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема. Родственные слова. Р.р С чего начинается Родина
Цель: подбор родственных слов с корнем - род-
Задачи:
-учить подбирать родственные слова, находить ,корень в родственных словах;
-обогащать словарный, составление рассказа из предложений, подбор родственных слов, устной беседы;
-развивать умение работать в парах;
-воспитывать любовь к родному краю,бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы;
Оборудование: презентация, карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
1. Орг. момент.
Сегодня на уроке присутствуют гости.
Давайте их поприветствуем и порадуем своей работой.
2.Психологический настрой.
Ребята , я предлагаю вам сесть удобно , закрыть глазки , прослушать фрагмент одной очень хорошей песни и настроиться на творческую работу( звучит фонограмма «С чего начинается Родина»)
2. Чистописание.
У. На минутке чистописания повторим соединения букв Рр.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Словарная работа
Казахстан, казахский язык , русский язык, Родина, столица , Астана , Алматы.
(взаимопроверка)
- Ребята ,какая тема объединяет эти слова? А как думаете вы ,с чего начинается родина? А природа –это Родина?
3. Целеполагание.
У. Как вы думаете ,о чем мы будем сегодня говорить ?
- Родственные слова.
У.Чтобы достичь цели урока ,давайте поставим задачи урока. Чему должны учиться? Что должны уметь?
- Подбирать родственные слова, вспомнить 2 признака родственных слов, правильно писать родственные слова. Писать в тетради красиво и аккуратно, без ошибок. Уметь думать, отвечать полным ответом, работать дружно.
Думать, слушать, отвечать.
Эти слова будут девизом нашего урока
5. Работа над темой урока.
У. Почему слова Родина, родной, родился мы назвали родственными?
- Они имеют один корень и близки по смыслу.
-Что такое корень слова?
Какие слова называют однокоренными ?
Какие слова называют родственными?
У. Если люди происходят из одного рода, одной семьи, они похожи друг на друга их называют родственниками. Слова -родственными. 2 признака родственных слов: они имеют один корень, похожи по смыслу, образовались от одного слова род.
-Сегодня мы поработаем с корнем -род-
Отгадайте загадку.
Он без рук. Он без ног.
Из земли пробиться смог.
Вас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник или ключ.)
У. Откуда появляется родник?
- Из земли.
У.Какая вода в роднике?
- Ледяная, чистая, прозрачная.
Работа по учебнику
с94 Упр 247
У. Вот откуда берётся чистая вода. Родник выходит из-под земли, образует ручеёк. Ручейки стекаются в реки и озёра. Звери и птицы пьют воду из рек и озёр. А растения пьют воду из-под земли. Необходимо беречь родники.
У. Слово родник будет родственным словом к слову род? Почему?
У. Что мы сейчас выяснили?
Д. Два признака родственных слов и подобрали ещё одно родственное слово.
5. Игра «Лишнее слово».
У. Найди «лишнее» слово и докажи, запиши слова-родственники.
Родник, родной, ключ.
Родной, близкий, родня.
Вода, водичка, водный, водитель.
Задание: записать только родственные слова, выделить корень.
Проверка. Докажите, что эти слова являются родственными.
6. Физминутка.
под музыку Я,ты,он,она»
7. Работа с деформированным текстом в парах.
У. Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Мы пошли на экскурсию в лес.
По тропинке спустились к ручью.
Вода в нём была чистая и прозрачная.
Из земли струился маленький родничок.
Так зарождалась новая жизнь.
У. Озаглавьте текст, спишите, найдите родственные слова.
10. Подбор слов. Групповая работа
У. Вспомним цель урока. К какому слову мы сегодня подбираем слова? Послушайте внимательно, найдите родственные слова.
Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, природа, народ. Все эти слова как бы родня.
К. Паустовский
У. Выпишите родственные слова, выделите корень
11.Итог урока.
У. Назовите тему, цель урока.
Давайте все вместе прочитаем те слова, которые мы подобрали.
От какого слова они образовались?
Какой у них корень?
А по смыслу эти слова похожи?
12. Рефлексия.
Что мы повторили сегодня на уроке?
- Чему научились?
родственными?
- Почему эти слова называются однокоренными?
- Как выделить корень в родственных словах?
13. Оценки.
14. Домашнее задание.
Составить дерево с корнем -РОД-( кто больше)

РОД