Тема урока :
«Родственные слова. Корень. Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»
Цели урока :
| Знать и понимать: термины и понятия: «корень слова», «однокоренные слова». |
Развивающая (метапредметная, деятельностно-коммуникативная) | Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков |
самостоятельной и творческой работы, речи, контроля и самоконтроля |
Воспитательная (личностная, ценностно-ориентационная) | Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы, |
интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении работы |
Задачи:
1. Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.
2. Формировать навыки нахождения однокоренных родственных слов.
3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные
умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
5. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
тексты для работы в группе;
макет дерева, красные и желтые листья из бумаги ;
карточки с заданием ( домики), синий и красный карандаши ;
мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;
интерактивная доска.
Ожидаемые результаты урока:
Предметные умения | УУД |
Знать алгоритм определения однокоренных слов. Уметь применять этот алгоритм. | Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля. Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательства. Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в паре, в группе отстаивать свою точку зрения; получать необходимую информацию. |
Ход урока
Мобилизующее начало
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
-Ребята, у нас гости. Посмотрите на них, поздоровайтесь, улыбнитесь им.
Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет узнавать много познавательного и увлекательного.
2.Мотивационный этап (создание проблемной ситуации)
Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
А что такое семья?
Рассмотрите рисунок.
Семья объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.
Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. Оказывается, не только у людей , но и у слов тоже есть родственные связи.
- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? (Родственные слова)
Сегодня я прочитала одну грустную историю, которая произошла в лесном царстве и мне захотелось помочь ,но без вас мне не справиться. Поможете? Тогда отправляемся в волшебный лес!
Послушайте историю:
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Что нам нужно сделать ,чтобы помочь разобраться, как вы думаете?
Чтобы помочь чужаку нам сегодня придется разобраться с вами, какие слова считаются родственными , что их объединяет и после этого мы сможем помочь чужаку обрести семью. Вы готовы?
3.Целеполагание и планирование
Чтобы понять с чего начать, послушайте мою загадку. «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает».
Верно , это дерево. (Вывешиваем дерево) Из каких частей состоит дерево ( корень, ствол , ветви). А как мы можем представить дерево в виде семьи? Кто из членов семьи может быть корнем, стволом, ветвями? Верно! Корень- это родоначальник.
(Символ семьи,)
Дерево живет корнями, а человек друзьями.(смысл пословицы - устно)- запись на рабочем листе с выделением орфограмм.
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, сколько значений имеет это слово.
Слово «корень» - многозначное.
Согласно толковому словарю оно имеет несколько значений.
«Корень» - это: подземная часть растения;
часть волоса, зуба;
начало, источник чего-либо. Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Корень – это часть слова.Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
Так же как и у кустов, корень слова есть у слов.
Что же такое корень слова?
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
4.Открытие новых знаний
Так что объединяет родственные слова? (корень).
Поэтому родственные слова называют однокоренными.
Ну а чтобы найти в слове корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить в них общую часть.
Давайте попробуем. Нам нужно найти корень в слове лес. Какие слова можно к нему подобрать
Дети отвечают: Лесник, лесок, лесной… (записать на рабочем листе ,учимся подбирать однокоренные слова и выделять корень)
- Ребята, так как же найти родственные слова?
На доске алгоритм :
1. подобрать общий корень
Молодцы. Ребята, а можно ли сказать, что чтобы быть родственными словами, нужно иметь общий корень? Давайте проверим.
Гора, гореть, горный, горка.
Давайте найдем общий корень в словах. Верно, гор. А теперь давайте разберем лексическое значение слов.
(Разбираем и понимаем, что одно слово не имеет общего значения с другим. )
Ребята, разве могут эти слова быть из одной семьи? Нет
2.Выяснить лексическое значение слов.
5.Первичное закрепление
Вывод: - Родственные слова это слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
Гора, горный, горка ( запись на рабочем листе с выделением корня) (выписать только родственные слова)
- Ребята! Вы, молодцы ! Сами вывели правило, как находить родственные(однокоренные) слова.
Послушайте стихотворение «Как растут слова».
Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.
Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.
Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. (раздать детям по строчке)
Посадки – это посаженные растения.
Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду.
Садовод – это хозяин садоводства.
Рассада – это молодые растения.
Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.
У всех слов есть общая часть – сад.
Такие слова называются родственными.
Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
6. Физкультминутка.
7.Работа в группах:
- Найти семью родственных слов.
1 группа:
На лесной поляне,
там где летом растет ежевика.
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Приходили к ним друзья ,
ежата!
И любили все они -
кушать ежевику!
Ёж, ёжик, ежиха , ежата( ежевика)
2 группа:
Лиска, лисонька, лиса!
Ты в каких живёшь лесах?
Вот осенний рыжий день
спрятал хитрого лисенка.
Лисий хвост замёл следы,
лисичка в листьях не видна!
Где лисичка? Видел ты?
Лиска, лисонька, лиса, лисенка, лисий, лисичка( лесах, листьях)
8. Закрепление изученного материала.
Продолжаем наше путешествие по лесу и мы подошли к лесной речке.
Помните грустную историю, которую я вам рассказала в начале урока?
Прочитаем ее еще раз:
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Давайте разбираться:
Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
Почему гости не сразу приметили чужака?( корень одинаковый Вод, а лексическое значение разное)
-Итак, вспомните, кто первым пришел в гости к воде?
-Подводник, водица, водолаз.
-Какие еще родственники у воды?
Вот все родственники (однокоренные слова) Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
Какой корень у этих слов?( вод-)
(Водитель водит машину.
А как называется кресло в машине для водителя? - водительское).
(Водитель водит, водительское)
-Ребята, кто может объяснить значение слова «водомерка»?
Дети говорили, что это прибор для измерения воды, жучок, который питается водой.
Сообщение учащегося о водомерке. Учитель дополняет, сопровождая рассказ картинками с водомерками.
Водомерки - несколько семейств водяных клопов. Небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название). Водомерки часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует около 600 видов водомерок.
9. Самостоятельная работа : резерв
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Засели домики». ( у каждого ребенка карточка с домиком и словами)
- Одновременно в 2 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились:
1 домик 2 домик
сырой нос
сырники носить
сыр носик
сырок носовой
(Взаимопроверка)
10. Подведение итогов урока
-Что нового узнали на уроке?
- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? ( Слова должны иметь одинаковый корень и у них должно быть одинаковое значение)
11.Рефлексия
-Ребята, мы с вами были в лесу, и я вам предлагаю украсить наше осеннее дерево:
прикрепите красный листик, если вам на уроке было все понятно и вы усвоили новые знания.
Желтый листик ,если было интересно, но еще у вас есть вопросы по этой теме.
12.Домашнее задание.
Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!