СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова. Корень 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Расширять представление учащихся о родственных словах;
  • совершенствовать умение определять родственные слова и выделять в них корень;
  • обогащать словарный запас  учащихся;
  • развивать диалогическую и монологическую речь, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, умение сравниваь и обобщать;
  • воспитывать интерес  к родному языку, любовь к животным.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Корень 2»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" Открытый урок по русскому в 4 классе по теме: Родственные слова. Корень слова. Составитель: Старостюк А. И. г. Бахчисарай, 2016г.

Цели урока:

  • Расширять представление учащихся о родственных словах;

  • совершенствовать умение определять родственные слова и выделять в них корень;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать диалогическую и монологическую речь, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, умение сравниваь и обобщать;

  • воспитывать интерес к родному языку, любовь к животным.

Оборудование:

  • ноутбук;

  • учебник русского языка для 4-го класса (Т.Г.Рамзаева);

  • раздаточный и демонстрациоггый материал;

  • презентация к уроку (приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Эмоциональный настрой.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Минутка чистописания.

c

- В какие буквы можно превратить этот элемент:

(б, в, а, д, е, о, с)

- Пропишите эти буквы в тетрадях:


2. Орфографическая минутка. Игра " Крестики- нолики".


3. Словарная работа. (Геометрические анаграммы). Для каждой фигурки из первого ряда есть пара в другом ряду.

Разгадаем кроссворд из словарных слов. Слайд №1.

-

р

трактор,

-город,

-квартира,

-

р

берег,

-комната,

-медведь.


Прочитайте слово по вертикали - корень.


4. Работа над словосочетаниями.

Составим словосочетания со словом корень.

растения (орган, служащий для укрепления растения в почве и

поглощения из почвы влаги и питательных веществ);

корень зуба ( часть зуба, с помощью которой зуб держится в лунке);

волоса ( невидимая часть волоса, погружённая в кожу);

слова ( общая часть родственных слов).

- Объясните значение слова корень в каждом словосочетании.

- Сколько значений у слова корень?

-Как называются такие слова? (многозначные).

- Какой корень нас интересует сегодня? ( Корень слова).

III.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с родственными словами, будем учиться определять родственные слова и выделять в них корень.

IV. Тема урока.

1. Чья не встретилась семья? Слайд №2.

Ёж, ежонок и ежиха.

Слон, слонёнок и слониха.
Лис, лисёнок и лисица.
Гусь, гусёнок, гусеница.

2. Выделение группы родственных слов. Работа по учебнику, стр. 172, Упр. 11.

Потренируемся в выделении родственных слов.


- Рассмотрите картинку, прочитайте по ролям разговор Гуся и Гусеницы.

- Подумайте, чему удивились гуси?
- Как вы думаете, гусеница является родственницей гуся? (Слова не близкие по значению).
- Почему вдруг гусеница решила, что она родственница гусю? (Слова начинаются одинаково).

- Итак, какие слова оказались родственными? Слайд №3.

- Какое из слов появилось раньше?


3.Алгоритм определения родственных слов. Слайд №4.


4.Можно ли эти слова назвать родственными? Слайд №5.


Сок, сокол, высокий.


5.Работа по учебнику. Стр.173, Упр. 12.


Найди "лишнее слово". Выпиши родственные слова. Выдели корень.


Морозный, холодный, мороз.

Смелый, храбрый, смелость.

Быстрый, быстрота, скорый.

Радость, радостный, счастливый.


5.Определить от каких слов образовались родственные слова. Слайд №6.

Грибник - гриб, космонавт - космос, тракторист - трактор, сосняк - сосна, субботник - суббота.

6.Упражнение в выделении корня в родственных словах. Слайд№7.


Лес

Род

Цвет

Сад

Лесок

Родители

Цветок

Посадка

Лесной

Родня

Цветной

Посадил

Лесник


Цветник



7. Работа с предложениями Слайд №8.

В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Под берёзой растут подберёзовики. Под осиной растут подосиновики.


Найти родственные слова, выделить корень, составить предложение по аналогии.


8. Итог урока.


Продолжите предложение:

- Сегодня было интересно.....

- Теперь я могу....