Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" Открытый урок по русскому в 4 классе по теме: Родственные слова. Корень слова. Составитель: Старостюк А. И. г. Бахчисарай, 2016г.
Цели урока:
Расширять представление учащихся о родственных словах;
совершенствовать умение определять родственные слова и выделять в них корень;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать диалогическую и монологическую речь, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, умение сравниваь и обобщать;
воспитывать интерес к родному языку, любовь к животным.
Оборудование:
ноутбук;
учебник русского языка для 4-го класса (Т.Г.Рамзаева);
раздаточный и демонстрациоггый материал;
презентация к уроку (приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Эмоциональный настрой.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Минутка чистописания.
c
- В какие буквы можно превратить этот элемент:
(б, в, а, д, е, о, с)
- Пропишите эти буквы в тетрадях:
2. Орфографическая минутка. Игра " Крестики- нолики".
3. Словарная работа. (Геометрические анаграммы). Для каждой фигурки из первого ряда есть пара в другом ряду.
Разгадаем кроссворд из словарных слов. Слайд №1.
-
р

трактор,
-город,
-квартира,
-
р

берег,
-комната,
-медведь.
Прочитайте слово по вертикали - корень.
4. Работа над словосочетаниями.
Составим словосочетания со словом корень.
растения (орган, служащий для укрепления растения в почве и
поглощения из почвы влаги и питательных веществ);
к

орень зуба ( часть зуба, с помощью которой зуб держится в лунке);
волоса ( невидимая часть волоса, погружённая в кожу);
слова ( общая часть родственных слов).
- Объясните значение слова корень в каждом словосочетании.
- Сколько значений у слова корень?
-Как называются такие слова? (многозначные).
- Какой корень нас интересует сегодня? ( Корень слова).
III.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с родственными словами, будем учиться определять родственные слова и выделять в них корень.
IV. Тема урока.
1. Чья не встретилась семья? Слайд №2.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Лис, лисёнок и лисица.
Гусь, гусёнок, гусеница.
2. Выделение группы родственных слов. Работа по учебнику, стр. 172, Упр. 11.
Потренируемся в выделении родственных слов.
- Рассмотрите картинку, прочитайте по ролям разговор Гуся и Гусеницы.
- Подумайте, чему удивились гуси?
- Как вы думаете, гусеница является родственницей гуся? (Слова не близкие по значению).
- Почему вдруг гусеница решила, что она родственница гусю? (Слова начинаются одинаково).
- Итак, какие слова оказались родственными? Слайд №3.
- Какое из слов появилось раньше?
3.Алгоритм определения родственных слов. Слайд №4.
4.Можно ли эти слова назвать родственными? Слайд №5.
Сок, сокол, высокий.
5.Работа по учебнику. Стр.173, Упр. 12.
Найди "лишнее слово". Выпиши родственные слова. Выдели корень.


М
орозный, холодный, мороз.
С
мелый, храбрый, смелость.
Б

ыстрый, быстрота, скорый.
Радость, радостный, счастливый.
5.Определить от каких слов образовались родственные слова. Слайд №6.
Грибник - гриб, космонавт - космос, тракторист - трактор, сосняк - сосна, субботник - суббота.
6.Упражнение в выделении корня в родственных словах. Слайд№7.




Л ес | Р од | Ц вет | С ад |
Л есок | Р одители | Ц веток | П осадка |
Л есной | Родня | Ц ветной | Посадил |
Лесник | | Цветник | |
7. Работа с предложениями Слайд №8.
В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Под берёзой растут подберёзовики. Под осиной растут подосиновики.
Найти родственные слова, выделить корень, составить предложение по аналогии.
8. Итог урока.
Продолжите предложение:
- Сегодня было интересно.....
- Теперь я могу....