СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на тему "Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения" может быть использован логопедами при подготовке к родительским собраниям, заседаниям методических объединений, в консультационной работе.

Просмотр содержимого документа
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»

Роль артикуляционной гимнастики

в коррекции нарушений звукопроизношения.


От правильной дикции зависит качество общения ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение им письменной речью и чтением.

Речь является способностью приобретенной и формируется постепенно. Одним из условий формирования правильного звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Дефекты произношения звуков родного языка, возникнув и закрепившись в детском возрасте, преодолеваются при помощи логопедической коррекционной работы, но если эту работу не организовать вовремя, могут сохраниться на всю жизнь.

Одним из основных методов коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка  правильных,  полноценных  движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для  правильного  произношения  звуков,  и  объединение  простых  движений  в  сложные.

Артикуляционная гимнастика помогает сформировать базовые двигательные умения для правильного произношения речевых звуков — фонем, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба.

Язык  -  главная  мышца органов речи. Развивать его двигательную активность необходимо для того, чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые  звукопроизношением.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных  органов  и  их  иннервацию  (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.



Как проводить артикуляционную гимнастику.

При  проведении  артикуляционной  гимнастики  необходимо следить за  качеством  выполнения упражнений:  плавностью, темпом,  тонусом  мышц  (без  излишнего  напряжения  или  вялости),  за  объемом  движений,  умением  удерживать статическое положение определенное  время,  за  переключаемостью  движений,  т.е.  возможностью  перехода  от  одного  движения  к  другому,  за  чистотой  выполнения  движений  (выполнение без  сопутствующих  движений).

В первое время  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом.  Ребенок  должен  видеть,  что  делает  его  язык. Упражнения выполняем в хорошо проветриваемом помещении, садимся вместе с ребенком перед зеркалом (можно посадить рядом столько детей, насколько позволяет размер зеркала), важно, чтобы ребенок видел в зеркале собственное лицо и лицо взрослого. Если ребенка утомляют занятия перед зеркалом можно выполнять упражнения лицом друг к другу.

Можно предложить ребенку перед выполнением упражнения рассмотреть картинку, рассказать стихотворение, загадать загадку и т.п. Такие приемы помогут активизировать интерес ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики и предотвратить мышечное и эмоциональное утомление.

Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2  раза в день по 5 минут.  Прежде  чем  начать  занятия, нужно познакомить  ребенка  с  названиями  артикуляционных органов.

Артикуляционная  гимнастика  выполняется  только  сидя,  чтобы  все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным, без напряжения, в спокойном  темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если взрослому приходится впервые выполнять артикуляционные упражнения, лучше предварительно потренироваться и по возможности проконсультироваться с логопедом, чтобы быть уверенным в правильности выполнения гимнастики.

Чаще  хвалите ребёнка  и  ни  в  коем  случае  не критикуйте, это  придаст  ему  уверенности  в  своих  силах  и  снимет  беспокойство за результат.

Благодаря выполнению предложенных рекомендаций можно добиться устойчивого положительного результата в работе над коррекцией деффектов произношения звуков.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!