СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»

МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»





















Консультация для родителей

Роль артикуляционной гимнастики

в коррекции звукопроизношения.























Учитель-логопед:

Смелова С.В.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Когда  люди  делают  гимнастику  для  рук,  ног  -  дело  нам  привычное  и  знакомое.  Мы  тренируем  мышцы,  чтобы  они  стали  ловкими,  сильными,  подвижными.  А  вот  зачем  язык  тренировать?  Оказывается,  язык  -  главная  мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  хорошо  развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые  звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка  правильных,  полноценных  движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для  правильного  произношения  звуков,  и  объединение  простых  движений  в  сложные.

Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.)

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики. Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных  органов  и  их  иннервацию  (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

При  проведении  артикуляторной  гимнастики  особое  внимание  необходимо  уделять  качеству  выполнения  артикуляторных  движений.  Важно  следить  за  чистотой  выполнения  движений  (без  сопутствующих  движений),  за  плавностью  движений,  темпом,  нормальным  тонусом  мышц  (без  излишнего  напряжения  или  вялости),  за  объемом  движений,  умением  удерживать  движение определенное  время,  за  переключаемостью  движений,  т.е.  возможностью  перехода  от  одного  движения  к  другому,  за  точной  координацией  движений языка и губ.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом.  Ребенок  должен  видеть,  что  делает  его  язык.  Мы,  взрослые,  не  задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами  или за нижними). У взрослого человека артикуляция – автоматизированный навык,  а  ребенку  необходимо  через  зрительное  восприятие  обрести  этот  автоматизм, постоянно упражняясь.

Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2  раза в день по 5 минут.  Прежде  чем  начать  занятия,  лучше  познакомить  ребенка  с  назва-ниями  артикуляционных органов.

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном  темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.  Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с  ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся  и  все  получится.  Чаще  хвалите ребёнка  и  ни  в  коем  случае  не  выказывайте  недовольство.  Это  придаст  ему  уверенности  в  своих  силах  и  снимет  беспокойство за результат. Упражнения выполняются от простых к сложным.

Разнообразить  занятия  помогут  картинки,  детские  стихотворения.  Можно  придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада.


Литература:

1. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речидошкольников. — М.: Астрель, 2007.

6. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

8. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

9. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля  Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

10. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!