СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль бактерий в природе и жизни человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль бактерий в природе и жизни человека»

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Иноземцева Ольга Николаевна

2. Место работы, должность: МБОУ СОШ с.Верхний Ломов, учитель

3. Учебный предмет: биология

4. Класс: 5 класс

5. Автор УМК (программы учебного курса): И.Н. Пономарева «Алгоритм успеха»

6. Тема урока: «Значение бактерий в природе и для человека»

7. Тип урока: урок открытия нового знания

8. Цель урока: подготовить учащихся к пониманию роли бактерий в природе и жизни человека

Планируемые результаты

Предметные: объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Метапредметные:

-познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

-регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

-коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные: формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов

природы.


Основные термины

Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.


Ресурсы урока

  1. Интерактивный комплекс.

  2. Биология. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: Вентана-Граф, 2015

3. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.

4. Инструкции по работе для групп.

5. Презентация: «Значение бактерий в природе и жизни человека».

6. Сигнальные карточки (красные, желтые, зеленые).




Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Приветствует учащихся. Здравствуйте ребята, рада вас видеть

Мы продолжаем знакомиться с многообразием живой природы. Хотелось начать урок с загадок. Послушайте их и скажите про кого идет речь.

Есть в прудах,

Полях и парке

Неведимки-санитарки.

(Бактерии гниения.)


Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. (бактерии)

 

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.(бактерии)


Самоорганизация на учебную деятельность.



Отгадывают загадки

Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД

2.Актуализация знаний

4мин

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.

Мы с вами изучили клетки растений и бактерий. Сравним клетки этих организмов. В чем отличие бактериальной клетки от растительной?










Отвечают на вопросы.

Вспоминают, изученный ранее материал.

Вызванный к доске ученик сравнивает бактериальную и растительную клетку по таблицам.








Позновательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

3. Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование деятельности

3 мин


Обращается к классу с вопросом: «Чтобы понять, какова будет ваша цель на данном уроке, что вы должны выполнить?»

Предлагает выполнить пробное задание. Полезными или вредными являются бактерии?

Задает вопросы:

-У кого нет ответа?

-Что вы не смогли сделать?

-Кто сформулировал ответ, вы можете обосновать, что дали объяснение верно?

-Что вы не смогли сделать?

-Почему возникло затруднение?

(мы не знаем о пользе бактерий)


Что необходимо сделать дальше?



Сформулируйте тему урока


Сформулируйте цель деятельности.



Записывает тему урока на доске.



Учащиеся предлагают выполнить задание на пробное действие.





Выдвигают гипотезы.

Принимают участие в обсуждении вопросов учителя.






Намечают план своих действий для достижения поставленной цели.



Называют тему урока.

Формулируют цель своей деятельности.



Записывают тему урока в тетради.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

4. Открытие нового знания

17 мин

Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, мы разделились на 4 группы (парты расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя.


Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководители групп получают одну инструкцию по работе для группы (Приложение 1) и набор сигнальных карточек.

Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Время работы 10 минут. На представление работ – 2 мин.

Каждая группа работает над своим вопросом.

1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения». Вопрос: Какова роль бактерий в переработке мертвого органического вещества?

Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами.

2 группа – « Почвенные и фотосинтезирующие бактерии». Вопрос: Что такое симбиоз? Какова роль цианобактерий в формировании современной атмосферы земли?

Выступление учащихся второй группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 5, 6, 7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся,

3 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии». Вопрос:Какие продукты питания получают в результате брожения?

Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8), учитель корректирует ошибки.

4 группа – «Болезнетворные бактерии». Вопрос: Какие заболевания вызывают бактерии? В чем опасность использования консервированных продуктов?

Выступление учащихся четвертой группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 9,10,11)

Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом

Возник еще один вопрос: Как защитить продукты питания от бактерий гниения? На это вопрос ученик 5а класса Шагаев Данил подготовил ответ-сообщение.


Какой вывод мы с вами сделаем?


Сравним ваш вывод с текстом учебника с.44






Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Участники группы дополняют.

Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод.





Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, отвечают на вопросы, изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации.

Делают выводы о полноте и правильности изученного.




























Высказывают свои мнения


Читают текст в учебнике

Предметные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Физкульт-

ми

нутка

1 мин

Цель:форми-

рования цен-

ного отношения к

своему здоровью

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Это лёгкая забава.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

Формирование понимания ценности здорового образа жизни

5. Применение новых знаний

9 мин


Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

(7 мин)















Вовлечение в систему знаний и повторение

2 мин






Учитель: «Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу.

С какой целью вы ее будете выполнять?»


Задание: Установите соответствие между функциями бактерий и их разнообразием

Функции бактерий Разнообразие бактерий

А.Усваивают азот 1.болезнетворные

Б.Вызывают столбняк 2.почвенные

В.Перерабатывают 3.стафилококки и

мёртвое органическое стрептококки

вещество

Г.Гнойные воспаления 4.кисломолочные

Д.Процессы брожения 5.клубеньковые

А

Б

В

Г

Д









Вовлекает учащихся в обсуждение следующих вопросов:

-Где пригодятся знания о бактериях в жизни?

-С какими бактериями вы сталкиваетесь в жизни?










Определяют для себя цель выполнения самостоятельной работы.




Изучают содержание задания.

Выполняют самостоятельную работу.

После завершения выполнения работы проводят самопроверку по образцу (слайд выводится на экран):

А

Б

В

Г

Д

5

1

2

3

4









Высказывают свое мнение.


Предметные УУД (умение выполнять задание на новое знание)

КоммуникативныеУУД

Личностные УУД (ситуация успеха)


















Предметные УУД (усиление практической направленности обучения биологии)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД (Умение реализовать связь обучения с жизнью)


6. Рефлексия и оценивание

4 мин






































7.Домашнее задание 2 мин

Итак, с чем вы познакомились?

-Как вы открывали новые знания?

-Вы реализовали поставленную цель?

Мы с вами знаем, почему разнообразны бактерии на нашей планете.

А почему разнообразны растения на планете Земля? Как вы думаете? (демонстрация фотографий, размещенных на доске)

Об этом поговорим на следующем уроке (или более обстоятельно поговорим на следующем уроке)



А теперь оцените свою работу на уроке


Работа с сигнальными карточками.


Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд 15)

Поднимите соответствующую карточку.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.


Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.


Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


Выставляет оценки за урок





В качестве домашней работы предлагает изучить текст

§10 и выполнить задание№5 в рабочей тетради с использованием дополнительной литературы и материалами Интернета

Дают ответы на вопросы





Высказывают свои мнения







Оценивают свою деятельность на уроке




Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек,

Отмечают успешные ответы, участников





















Записывают домашнее задание в дневники













Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД


























Предметные УУД (умение осуществлять поисковую работу с текстом учебника, дополнительными источниками информации)



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!