1.Мотивация к учебной деятельности 2 мин | Приветствует учащихся. Здравствуйте ребята, рада вас видеть Мы продолжаем знакомиться с многообразием живой природы. Хотелось начать урок с загадок. Послушайте их и скажите про кого идет речь. Есть в прудах, Полях и парке Неведимки-санитарки. (Бактерии гниения.) Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. (бактерии) Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог.(бактерии) | Самоорганизация на учебную деятельность. Отгадывают загадки | Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД |
2.Актуализация знаний 4мин | Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы. Мы с вами изучили клетки растений и бактерий. Сравним клетки этих организмов. В чем отличие бактериальной клетки от растительной? | Отвечают на вопросы. Вспоминают, изученный ранее материал. Вызванный к доске ученик сравнивает бактериальную и растительную клетку по таблицам. | Позновательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
3. Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование деятельности 3 мин | Обращается к классу с вопросом: «Чтобы понять, какова будет ваша цель на данном уроке, что вы должны выполнить?» Предлагает выполнить пробное задание. Полезными или вредными являются бактерии? Задает вопросы: -У кого нет ответа? -Что вы не смогли сделать? -Кто сформулировал ответ, вы можете обосновать, что дали объяснение верно? -Что вы не смогли сделать? -Почему возникло затруднение? (мы не знаем о пользе бактерий) Что необходимо сделать дальше? Сформулируйте тему урока Сформулируйте цель деятельности. Записывает тему урока на доске. | Учащиеся предлагают выполнить задание на пробное действие. Выдвигают гипотезы. Принимают участие в обсуждении вопросов учителя. Намечают план своих действий для достижения поставленной цели. Называют тему урока. Формулируют цель своей деятельности. Записывают тему урока в тетради. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
4. Открытие нового знания 17 мин | Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, мы разделились на 4 группы (парты расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя. Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководители групп получают одну инструкцию по работе для группы (Приложение 1) и набор сигнальных карточек. Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Время работы 10 минут. На представление работ – 2 мин. Каждая группа работает над своим вопросом. 1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения». Вопрос: Какова роль бактерий в переработке мертвого органического вещества? Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами. 2 группа – « Почвенные и фотосинтезирующие бактерии». Вопрос: Что такое симбиоз? Какова роль цианобактерий в формировании современной атмосферы земли? Выступление учащихся второй группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 5, 6, 7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, 3 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии». Вопрос:Какие продукты питания получают в результате брожения? Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8), учитель корректирует ошибки. 4 группа – «Болезнетворные бактерии». Вопрос: Какие заболевания вызывают бактерии? В чем опасность использования консервированных продуктов? Выступление учащихся четвертой группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 9,10,11) Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом Возник еще один вопрос: Как защитить продукты питания от бактерий гниения? На это вопрос ученик 5а класса Шагаев Данил подготовил ответ-сообщение. Какой вывод мы с вами сделаем? Сравним ваш вывод с текстом учебника с.44 | Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Участники группы дополняют. Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод. Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, презентация (4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, отвечают на вопросы, изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Делают выводы о полноте и правильности изученного. Высказывают свои мнения Читают текст в учебнике | Предметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Физкульт- ми нутка 1 мин Цель:форми- рования цен- ного отношения к своему здоровью | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. Это лёгкая забава. Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) | Выполняют упражнения в течение 1 минуты. | Формирование понимания ценности здорового образа жизни |
5. Применение новых знаний 9 мин Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (7 мин) Вовлечение в систему знаний и повторение 2 мин | Учитель: «Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу. С какой целью вы ее будете выполнять?» Задание: Установите соответствие между функциями бактерий и их разнообразием Функции бактерий Разнообразие бактерий А.Усваивают азот 1.болезнетворные Б.Вызывают столбняк 2.почвенные В.Перерабатывают 3.стафилококки и мёртвое органическое стрептококки вещество Г.Гнойные воспаления 4.кисломолочные Д.Процессы брожения 5.клубеньковые Вовлекает учащихся в обсуждение следующих вопросов: -Где пригодятся знания о бактериях в жизни? -С какими бактериями вы сталкиваетесь в жизни? | Определяют для себя цель выполнения самостоятельной работы. Изучают содержание задания. Выполняют самостоятельную работу. После завершения выполнения работы проводят самопроверку по образцу (слайд выводится на экран): Высказывают свое мнение. | Предметные УУД (умение выполнять задание на новое знание) КоммуникативныеУУД Личностные УУД (ситуация успеха) Предметные УУД (усиление практической направленности обучения биологии) Коммуникативные УУД Личностные УУД (Умение реализовать связь обучения с жизнью) |
6. Рефлексия и оценивание 4 мин 7.Домашнее задание 2 мин | Итак, с чем вы познакомились? -Как вы открывали новые знания? -Вы реализовали поставленную цель? Мы с вами знаем, почему разнообразны бактерии на нашей планете. А почему разнообразны растения на планете Земля? Как вы думаете? (демонстрация фотографий, размещенных на доске) Об этом поговорим на следующем уроке (или более обстоятельно поговорим на следующем уроке) А теперь оцените свою работу на уроке Работа с сигнальными карточками. Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд 15) Поднимите соответствующую карточку. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. Выставляет оценки за урок В качестве домашней работы предлагает изучить текст §10 и выполнить задание№5 в рабочей тетради с использованием дополнительной литературы и материалами Интернета | Дают ответы на вопросы Высказывают свои мнения Оценивают свою деятельность на уроке Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, Отмечают успешные ответы, участников Записывают домашнее задание в дневники | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Предметные УУД (умение осуществлять поисковую работу с текстом учебника, дополнительными источниками информации) |