СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль бактерий в природе и жизни человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок на тему: Роль бактерий в природе и жизни человека. Пасечник 6 класс.

Задачи:

  1. Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности.
  2. Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов.
  3. Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней.

Просмотр содержимого документа
«Роль бактерий в природе и жизни человека»

Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности.

  2. Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов.

  3. Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней.

  4. Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблачение суеверий.

  5. Гигиеническое воспитание.


I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

  1. Понятийная разминка: бактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, паразиты, сапрофиты, цианобактерии.

  2. Биологический диктант.

  3. Рассказать, как и почему бактерии образуют споры.


III. Изучение нового материала.
  1. Способы борьбы с бактериями

Вопрос: Как можно уничтожить бактерии и их споры?

1. Пар при температуре 1200С в течении20 минут.

  1. Солнечные лучи.

Стерилизация (sterylis – бесплодный) – уничтожение бактерий кипячением, при помощи ультрафиолетовых лучей и химических веществ.

Пастеризация – нагрев до 60 – 700С, давление 1 – 2 атм.

Тиндализация = стерилизация, оставить на сутки, снова стерилизация.


Запись в тетради (бактерии-сапрофиты портят продукты):

Способы хранения пищевых продуктов:

  • сушка

  • вяление

  • соление

  • маринование

  • консервирование

  • квашение

  • пастеризация

  • стерилизация

Внимание! Консервные банки со вздувшимися крышками (результат жизнедеятельности гнилостных бактерий, попавших в банку в результате неправильного консервирования).


2. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Задание: Прочитать текст на стр. 31-32 (до молочно-кислых бактерий).

  1. Каково значение бактерий гниения?

  2. Каково значение почвенных бактерий?

  3. Составьте в тетради схему:

бактерии гниения – санитары планеты






почвенные бактерии





Вывод (устно): 1. Бактерии гниения очищают планету.

2. Почвенные бактерии создают благоприятные условия для жизни растений.


Бактерии

Значение

Место обитания

1

Бактерии гниения

Опад – перегной (санитары планеты)

Почва

2

Почвенные бактерии

Перегной – минеральные в-ва (удобрения)

Почва

3

Клубеньковые бактерии

Усвоение N2 из почвы

Корни бобовых растений

4

Молочнокислые бактерии

Створаживание молока

Квашение овощей

Силосование

Молоко

Овощи

Сено

Мы рассмотрели значение сапрофитных бактерий. Интересно, что на основе этих бактерий появилась новая отрасль промышленности – биотехнолония.

При этом используют бактерии

  • для получения лекарств и витаминов,

  • для борьбы с пластмассой (в Англии вывели бактерий-пожирателей)

  • для очистки нефтеналивных танкеров (нефть перерабатывают в белки, которые идут на корм скоту).


3. Болезнетворные бактерии – бактерии-паразиты

Бактерии-паразиты, поселяются в организме человека и вызывают заболевание. Используя питательные вещества клеток человека, они быстро размножаются и выделяют ядовитые вещества – токсины.

Токсины – яды, выделяемые бактериями-паразитами.

Токсикоз – отравление токсинами.


Бактериологические войны:

1 гр. токсина убивает 8 млн. человек.

1991 г. – война в Персидском заливе. В Иране использовали оружие массового поражения.

Запрещено в мире.

Задание:

Из текста *94 выписать названия болезней, которые вызываются болезнетворными бактериями. (тиф, холера, бруцеллез, туберкуле, ангина, сап, сибирская язва, столбняк, чума)


!!! Сообщение о чуме и карантине.


4. Способы распространения инфекции

Запись в тетради:

  1. При общении с больным (воздушно-капельная)

  2. При употреблении пищи и воды (алиментарная)

Зачитать:

В 1892 году сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге. Сначала она появилась среди портовых рабочих, а затем распространилась по всему городу. Ежедневно регистрировали до 1000 новых случаев. Главным виновником такого быстрого распространения инфекции был городской водопровод: вода для него забиралась из Эльбы, и не подвергалась никакой фильтрации.


  1. Через различные предметы (контактная)

Зачитать:

В 1913 году купцы скупили по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни - сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате, сибирской язвой заразились и умерли не только люди, которые возделывали шкуры, но и солдаты.


5. Борьба с болезнетворными бактериями


Если заражаются большое количество людей, вспыхивает эпидемия. Нельзя допускать распространения болезни.

Меры предупреждения болезни:

  1. закрывать рот при кашле

  2. кипятить платки

  3. осуществлять врачебный контроль над источником воды и продуктами питания

  4. дезинфицировать помещения

  5. делать предупредительные прививки (упомянуть о Дженнере – прививка от оспы)


6. Вред религиозных обрядов как одного из путей распространения инфекционных заболеваний.

!!! Сообщение.


IV. Закрепление знаний.

Беседа:

  1. Почему люди болеют?

  2. Почему в сырую погоду, а также в сырых, холодных и темных помещениях, и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях?

  3. Догадайтесь, что такое бактерионосительство? (возникает в результате нелечения или самолечения, особенно желудочно-кишечных заболеваний)


V. Д/з: § 6, термины, вопросы на с.34-35.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей