СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль чтения в процессе обучения и воспитания учащегося младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. 

Просмотр содержимого документа
«Роль чтения в процессе обучения и воспитания учащегося младшего школьного возраста.»





Тема по самообразованию учителя начальных классов МОУ СОШ № 1

Васильевой Елены Михайловны





Роль чтения в процессе обучения и воспитания учащегося младшего школьного возраста.































Чтение необходимо считать главным предметом в начальной школе. Это основное средство к овладению знаниями по всем предметам в младших и старших классах, ключ к образованию, в чём не последнюю очередь заинтересованы родители. Ученик, плохо овладевший чтением на начальной ступени, не преодолеет в старших классах чтения сочинений классиков нашей литературы, которые представляют великую ценность мировой культуры. Неразвитость в овладении и знании нашей великой художественной литературы обедняет духовный мир подрастающего человека уже в школьном возрасте, а далее и во взрослом состоянии, то есть обедняет культуру нашего общества.

Чтение – это путь к овладению духовными ценностями и знаниями, к образованию в высшем значении этого слова. Основа культуры, то есть пути, ведущему к настоящему образованию, закладывается в начальной школе. Именно здесь через овладение полноценным чтением ученик овладевает основами наук на уровне, необходимом ему в дальнейшем образовании. Без настоящего чтения, потребности в нём нельзя достичь образования ни в одной области. Отставания в чтении на этой ступени преградит путь к развитию человека, к его овладению культурой и знаниями. Развитию детей младшего возраста придавали большое значение великие педагоги и психологи. Так, великий педагог К.Д.Ушинский, известный американский психолог Блюм, великий педагог и воспитатель А.С.Макаренко указывали, что характерологические черты личности человека, его культурные привычки и характерные качества формируются на 70 % в возрасте от 5 до 8 лет. А наш современник, академик Д.С.Лихачёв, говорил, что «в этом возрасте дети гениальны и талантливы». Поэтому нельзя упускать столь важный период для формирования культуры и нравственных начал учащихся. Об этом необходимо помнить всем – и учителям и родителям. Не приобщившись через чтение к культуре в раннем возрасте, человек многое теряет в своём дальнейшем развитии.

Что значит овладеть настоящим чтением как инструментом приобщения к культуре? Настоящее чтение – это ёмкое понятие. Остановимся на этом понятии с методической и психологической точки зрения.

До школы, в школе и дома большинство шести – семилеток были потребителями чтения: стихи, сказки, рассказы, загадки им читали взрослые – мамы, папы, бабушки, а в классе – учителя. И поэтому чтение они воспринимали как слуховую деятельность, не затрачивая на него своего труда, воспринимая произведения на слух. Чтобы подняться до понимания любого текста, надо овладеть настоящим чтением, как самостоятельной деятельностью. Под настоящим чтением многие понимают прежде всего овладение техникой, а технику чтения многие взрослые и даже некоторые педагоги понимают только как быстроту чтения. Конечно, для развития правильного и настоящего чтения надо прежде всего преодолеть послоговое чтение, разрывающее слова на части, что является препятствием к пониманию прочитываемого слова и всего предложения.

  1. Настоящее чтение – это чтение целыми словами всего предложения с проговариванием каждого слова слитно, без деления его на слоги, чтение с соблюдением интонационных пауз в предложении, что имеет также и смысловое значение. К концу первого класса нормой учащегося является прочтение 40 – 50 слов в минуту.

Часто взрослые дома и учитель в школе, имея доброе намерение – добиться быстрого чтения целыми словами, - делают это без учёта специфики самого предмета чтения и психологии ребёнка. Во – первых, часто используется «многочтение»: один и тот же текст заставляют ученика читать 5 – 10 раз подряд. В результате ученик овладевает механическим чтением, он заучивает, запоминает именно данный текст. В овладении чтением данного текста работает только память – начинающему школьнику такое чтение не доставляет удовольствия, а вызывает скуку. Подобная реакция возникает у детей и при разучивании данного текста наизусть – они будут воспринимать это как наказание. Возникает вопрос: а как в дальнейшем они будут читать новые, незнакомые тексты, как с ними справляться? Многократное чтение одного т того же текста – методически неверный приём обучения, так как он подавляет у детей интерес к чтению.

Иногда взрослые, стараясь добиться хорошего результата у ученика, вмешиваются в процесс чтения также без учёта детской психологии, перебивают, делают ему замечания: «Опять не так прочитал!», «Повтори ещё раз!», «Не глотай слова!» и т.п. Подумайте сами – даже вам, взрослым людям, приятно ли было бы слышать подобное? Чтение с упрёками старших не доставляет детям радости, удовольствия, становиться трудным и неинтересным занятием. Всем старшим, желающим помочь ребёнку в овладении настоящим чтением, надо иметь в виду – любое ваше резкое, осуждающее замечание во время чтения вызывает у ребёнка отрицательные эмоции. А отрицательные эмоции, как известно, оказывает затормаживающее действие. Иногда резкое замечание, угроза поставить плохую оценку за чтение, за решение задачи, может отбить у ребёнка желание читать, решать задачи. Такая заторможенность определённых клеток в коре головного мозга может остаться надолго у человека, и никакими угрозами и подачками, похвальбой за короткий срок её не преодолеть. Заторможенные клетки на это слабо реагируют.

Для преодоления послогового и заторможенного чтения, когда ученик «спотыкается» на чтении труднопроизносимых слов, особенно слов со стечением согласных рекомендуется учителям и взрослым уже в букварный и постбукварный период и при чтении новой книги учитывать такие слова. Там, где ученик не может быстро прочесть слово со стечением согласных или слово, состоящее из 4 – 5 слогов, подобные слова для себя учитель или родители помечают карандашом. Из труднопроизносимых слов составляют столбики (по 5 слов, не более) и записывают на доске или на отдельном листе дома с делением слов на слоги. Затем предложите ребятам сначала прочитать их про себя, а потом вслух без деления на слоги. Однако не следует эту работу превращать в трафарет, когда каждый урок начинают с чтения столбиков труднопроизносимых слов. Такое занятие можно осуществлять на любом этапе урока или домашних заданий. Пусть дома дети самостоятельно составят столбик из слов со стечением согласных или состоящих из 5 – 6 слогов. Столбики, составленные детьми, читают дома, и в классе – чётко, без разделения слов на слоги.

  1. Настоящее чтение – это не только быстрое чтение целыми словами. Настоящее чтение обязательно включает и понимание прочитанного. Чтение без понимания – это механическое чтение. Оно не может развивать интереса к познанию, то есть того, ради чего мы читаем. Поэтому после чтения одного – двух предложений, надо спросит ученика, что же он понял из прочитанного. Много вопросов задавать не надо, целесообразно лишь настраивать учеников на осмысление того, что они читают.

  2. Настоящее чтение – это ещё и развитие у детей анализа прочитанного и самоанализа, как важнейшей черты личности. Любой вопрос о том, что понял, чему научился ученик при чтении, направляет его и на понимание текста и на развитие самоанализа.

Иногда взрослые в школе и дома, чтобы проверить, как понял ученик текст, заставляют пересказывать его. Это старый приём проверки усвоения знаний. Пересказывание любого текста тренирует память и является в отдельных случаях в какой – то мере и проверкой его понимания учеником, но только в какой – то мере. Установка на пересказывание текста вызывает у ученика стремление не осознать его, а запомнить, что за чем говорить, то есть воспроизвести, передать ход событий, действий в рассказе. К. Д. Ушинский особенно возражал против пересказывания художественных текстов. В. Г. Белинский говорил, что пересказывать художественную речь вообще невозможно, ведь тогда неразвитая речь ребёнка борется с развитой речью писателя. И понимания текста художественного произведения от такого пересказывания не достигается. В. Г. Белинский говорил, что обучать самоанализу – значит учить читающего отдавать себе отчёт в том, что узнал, что понял из текста при чтении. И делать это следует без наводящих вопросов. Для развития человека в процессе чтения важно, чтобы это анализ своего понимания, своего возникшего отношения он делал сам, то есть без наводящих вопросов. Подобные вопросы сковывают самостоятельную мысль людей, мешают им выразить чувства. Сделав паузу после чтения ученика или вашего, взрослого чтения, предоставьте детям самим высказаться о прочитанном.

  1. Настоящее чтение предполагает, как обязательный элемент, перечитывание ранее прочитанного текста.

Мы не отрицаем перечитывание текста для тренировки. Да, перечитывание текста, ранее известного, хорошая тренировка для слабо читающих учеников. Они читают знакомый текст уверенней, это даёт им положительные эмоции. Но перечитывание также важно не просто ради тренировки в быстроте чтения знакомого текста, а ради открытия в нём нового, того, что оказалось не замеченным, не воспринятым при первом чтении. Но при этом продвигайте их в понимании глубины текста. Глубину авторской мысли ребята сами открывают при перечитывании рассказа. Перечитать – это значит что – то новое понять в тексте.

  1. Настоящее чтение – это выразительное чтение, чему мы должны придавать большое значение. Выразительное чтение – это понимание того, о чём читает ученик.

Лучшим материалом для обучения выразительному чтению являются стихи К. И. Чуковского. Все они – и стихи, и сказки, и рассказы – отвечают тревованию высокого художественного достоинства, ибо это необходимо и, по словам Д. С. Лихачёва, «очень важно, чтобы дети начинали чтение с настоящего художественного произведения».

Не надо отталкивать детей от самостоятельного поиска, выбора. Если они выберут для чтения произведения высокой поэзии – А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. Я. Маршака, пусть самые доступные для их прочтения, необходимо поощрять самостоятельность их поиска. И даже если дети не поймут эти «взрослые» стихотворения или рассказы, надо радоваться тому, что их привлекает благозвучие поэзии, что они сами тянутся к чтению, ищут, что прочитать. Они позже поймут эти произведения.

Задача учителей и родителей влюбит детей в чтение художественной литературы, развить их художественный вкус так, чтобы при самостоятельном чтении или повторном их выбор приходился на настоящие художественные произведения. Учитывая особенности детей, надо обеспечить гибкость учебного процесса. В связи с этим Д. С. Лихачёв рекомендовал педагогам работать по гибкой программе. Чтобы этого достичь, целесообразно учителю готовиться не к одному, а сразу к 2 – 3 урокам. Это обеспечит эффективность проведения урока. Задача учителя сделать чтение постоянным удовольствием для детей, - чтобы они учились читать и понимать то, о чём впервые узнали, что понравилось в произведении. Спрашивайте их чаще, хотят ли они перечитать стихотворение ещё раз. Жизнь на уроках чтения – обмен мнениями, сообщения, добавления и есть волшебная тайна уроков чтения, источника знаний.