СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок понакомит обучающихся с рольюдекоративного искусства в жизни древнего общества на примереискусстваДревнего Египта, поможет расширитьзнания обучающихся об искусстве Древнего Египта, познакомит с орнаментами и символикой Древнего Египта, научит распознавать по стилистическим особенностям произведения декоративно – прикладного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта открытого урока»

Информационная карта

открытого урока учителя изобразительного

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Хреновой Анны Васильевны

Городской конкурс «Учитель года – 2018»

Класс: 5


Раздел 3. «Декор – человек, общество, время».



Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».


Тип урока: комбинированный.


Цель: Знакомить обучающихся с ролью декоративного искусства в жизни древнего общества на примере искусства Древнего Египта.


Задачи:

Обучающие:


  • Углублять знания обучающихся об искусстве Древнего Египта.


  • Знакомить с орнаментами и символикой Древнего Египта.



  • Учить распознавать по стилистическим особенностям произведения декоративно – прикладного искусства.


Развивающие:

  • Способствовать развитию творческих способностей, вниманию, усидчивости.


  • Формировать навыки работы с художественными материалами;



Воспитывающие:

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям других народов.


Планируемые результаты:



Условия проведения, оборудование:

1. Учебный кабинет:

  • рабочее место с ПК, для педагога;

2. Мультимедиа проектор, компьютер, экран.



Дидактический материал

Для учителя

Для обучающихся

1. Мультимедийная презентация;

2. Наглядные пособия;

3. Музыкальное сопровождение к отдельным моментам учебного занятия;

4. Карта Древнего Египта.


1. Карточки для имен.

2. Маркеры.

3.Раздаточный материал.

4. Краски.

5. Баночки для воды.

6. Кисти.


Принципы подачи учебного материала:

  1. Положительный эмоциональный фон занятия.

  2. Опора на эмоции и чувства обучающихся.

  3. Связь обучения с жизнью и практикой.

  4. Наглядность.

  5. Научность, доступность, посильная трудность.

  6. Коллективный характер обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Методы обучения (на основе дидактических задач):

Дидактическая

задача

Методы обучения

Способ организации учебно - познавательной

деятельности

Сообщение нового учебного материала

Частично - поисковый метод

Метод эмоционального стимулирования

Метод развития познавательного интереса

Беседа, демонстрация

Выполнение практической работы

Метод самостоятельной работы

Объяснение, поддержка, поощрение

Закрепление полученных знаний и практических умений

Метод закрепления и повторения

Беседа, анализ, поощрение

Перечень вводимых понятий:

  • Красота

  • Дизайн

  • Дизайнер

  • Макет

Этапы учебного понятия

Тезисный план учебного занятия

Вводный этап

  • Представление педагога.

  • Знакомство с детьми.

  • Сообщение цели учебного занятия: знакомство с понятием «красота».

Сообщение учебного материала:

  • Знакомство с понятиями «Дизайн», «Дизайнер», «Макет».

Дизайн это английское слово. Дизайн - это конструирование вещей, интерьеров.

Профессия дизайнер.

Макет - это уменьшенное объемное изображение чего - либо.

  • Красота

  • Дизайн вещей

  • Работа дизайнера


  • Практическая работа

  • Знакомство с перспекимвами занятий

Сравнение вещей с дизайном и без.

Презентация.

Выставка работ обучающихся.

1. Выполнение макета дома.

2. Выполнение дизайна дома.

Заключительный этап

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов.





Предполагаемый результат учебного занятия:

  • Появление у детей интереса к занятиям дизайном и макетированием, эмоционально - положительный настрой, первичная мотивация к изучению дизайна и макетирования.

  • Сформированность у детей первоначального представления о дизайне и макетировании и наиболее доступных методах изучения.

  • Знакомство с новыми понятиями:

1. Красота

2. Дизайн

3. Дизайнер

4. Макет



Просмотр содержимого документа
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

5 класс

Раздел 3. «Декор – человек, общество, время».


Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».



Тип урока:

Цель урока:



Задачи урока:

А) образовательные













Б) развивающие







В) воспитательные



Методы и методические приемы:





Оборудование урока для учителя:



для обучающихся:



Структура урока:























Содержание урока:

Организационное начало.

  • Приветствие;

  • Знакомство;

  • Проверка готовности детей к уроку;

  • Мотивация к учебной деятельности.







































Определение целей и задач урока.













































Объяснение нового материала.





























































































































































Практическая работа учащихся.





















































Рефлексия









Итоги урока.





















Окончание урока.



Комбинированный.

Знакомить обучающихся с ролью декоративного искусства в жизни древнего общества на примере искусства Древнего Египта.



  • Расширять знания обучающихся об искусстве Древнего Египта.

  • Знакомить с орнаментами и символикой Древнего Египта.

  • Учить распознавать по стилистическим особенностям произведения декоративно – прикладного искусства.



  • Способствовать развитию творческих способностей, вниманию, усидчивости.

  • Формировать навыки работы с художественными материалами;



  • Воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям других народов.



Словесные, наглядные, практические.



План – конспект урока, презентация, компьютер, проектор, наглядный материал, раздаточный материал.

Раздаточный материал, фломастеры, заготовки с искусством Древнего Египта.



  1. Организационное начало (2 мин.)

  • Приветствие;

  • Знакомство;

  • Проверка готовности детей к уроку;

  • Мотивация к учебной деятельности.

  1. Определение целей и задач урока (5 мин.)

  2. Объяснение нового материала (10 мин.)

  3. Практическая работа (10 мин.)

  4. Итоги урока (1 мин.)

  5. Рефлексия (1 мин.)

  6. Окончание урока (1 мин.)



Учитель: Добрый день всем!

Я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке.

Меня зовут Анна Васильевна. Я работаю в школе № 6, учителем изобразительного искусства. А сегодня я проведу урок в вашей, ребята, школе, в вашем классе.

Учитель: А как зовут вас? У Вас у каждого на парте стоят белые таблички и лежит маркер. Напишите, пожалуйста, на табличках свои имена крупными буквами.

Обучающиеся: пишут свои имена на табличках и ставят их на край парты.

Учитель: Хорошо, теперь в процессе нашей работы я познакомлюсь с Вами.

Посмотрите все ли материалы для работы у вас есть?

Обучающиеся: проверяют готовность рабочих мест.

Учитель: Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.

Ребята, сегодня на уроке мы посетим одну из Древних стран мира.

Посмотрите видео – ролик, скажите, какая же это будет страна?

Обучающиеся: просматривают видео - ролик и называют страну.

Учитель: Правильно. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Путешествовать мы будем на самолете. Для этого нам понадобятся билеты.

Чтобы их получить необходимо узнать название нашего рейса.

У вас на партах лежат слова, подумайте и сложите эти слова в предложение (работа в парах)

Обучающиеся: складывают предложение.

Что же у вас получилось? Как же называется наш рейс?

«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».

Учитель: Хорошо, молодцы, вы все справились с заданием, все получают билеты.

И это не только название рейса, но и тема нашего…… урока. В конце этого предложения я поставлю знак вопроса.

Как вы думаете почему? Какая цель нашего урока?

Да, нам нужно будет ответить на этот вопрос. Давайте попробуем найти ответ, рассмотрев искусство Древнего Египта.

Ребята, каких же знаний нам не хватает для того, чтобы ответить на этот вопрос? Что мы должны узнать на уроке?

1. Об искусстве Древнего Египта.

2. Чему поклонялись египтяне в древности.

3. Какие символы использовали египтяне для украшения предметов.

4. Как отличалась одежда египтян по сословиям.

5. Чем отличались предметы быта египтян.

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие за ответами на эти вопросы. И поможет нам в этом волшебная карта, Пункты назначения нашего путешествия обозначены вопросами, под цифрами, которые помогут нам ответить на главный вопрос.

Посмотрите на карту, вспомните из курса истории как называется эта река?

Обучающиеся: говорят ответ (Нил)

Учитель: Верно. Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян.

И вот первая наша остановка «Достопримечательности».

Кто поможет мне открыть первую цифру? И вот первый вопрос.

        1. Чем знаменит Древний Египет?

Вспомните из курса истории и ответьте на вопросы кроссворда, разделившись в группы по 4 человека.

Кроссворд (прилагается)

Обучающиеся: делятся на группы по 4 чел и отвечают на вопросы кроссворда, находят главное слово «Пирамида».

Учитель: Сокровенная мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашлась в особом культе – культе мертвых. Древние египтяне строили пирамиды – усыпальницы фараонов. Охранял эти пирамиды сфинкс (одна из самых больших статуй).

Мы отправляемся дальше и вторая остановка «Магазин одежды». И второй вопрос.

        1. Одежда египтян? Чем она отличалась от одежды других стран?

Где мы можем подсмотреть как выглядела эта одежда?

Правильно, в учебнике, рассмотрите, и ответьте на мои вопросы.

Обучающиеся: рассматривают страницы в учебнике и отвечают на вопросы.

  • Как назывался полосатый платок, который носили фараоны?

  • А двойная корона, владыки Верхнего и Нижнего Египта?

  • Какой была одежда у простых египтян?

Учитель: Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Нарядные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе. Клафт – великолепный полосатый платок, со священными символами – изображения урея (кобры защитницы) и грифона. Высокая тиара (двойная корона) – знак власти. Пышные парики.

Основной частью мужского костюма был набедренник.

Женщины высших сословий носили узкое платье на лямках – калазирис.

Шкура леопарда для жрецов.

Костюм человека четко определял его место и роль в данном обществе.

Наше путешествие продолжается и мы отправляемся на станцию «Декор».

        1. Что означает слово декор?

(Украшения) Верно, это украшения интерьеров, украшения одежды, предметов быта).

Разделитесь на команды по 4 человека, подумайте и выберите только тот декор, который подходит древним египтянам. Рядом с нужной картинкой поставьте галочку.

Обучающиеся: определяют элементы декора Древнего Египта.

Учитель: А теперь сверьте свои ответы с ответами на слайде. Все ли вы правильно ответили?

Обучающиеся: говорят о своих ошибках и правильных ответах.

Учитель: Молодцы. Вы справились с заданием.

Ребята, скажите как вам удалось определить что именно эти предметы египетские?

Обучающиеся: (по форме, по рисунку, по цвету).

Учитель: Форму чего имеет вот эта ваза? (ваза в виде лотоса, который был в Древнем Египте символом плодородия, вечной жизни, процветания и радости.

Или, например, браслет с жуком – скарабеем (символ бога утреннего солнца)

Мы можем отправиться в путь дальше. Эта остановка предлагает нам немного отдохнуть.

Динамическая пауза

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

(видео – ролик).

Теперь можно двигаться дальше. И мы попадаем в «Музей искусства Древнего Египта».

Посмотрите, какие замечательные здесь экспонаты. Эйфелева башня возвышается над пустыней, царь, как полновластный правитель Древнего Египта гордо сидит на своем троне. Какие замечательные пышные платья для египетских цариц. А какие вазы, украшенные цветками сакуры.

Ребята, нравится вам в музее Древнего Египта?

Что, вы тоже думаете, что здесь что-то то не так?

Да, верно, здесь все перепуталось, это не Древний Египет.

Давайте поможем восстановить память о Древнем Египте, чтобы люди знали об искусстве именно этой страны.

У вас на партах лежат рисунки декора, одежды, достопримечательностей Древнего Египта. Восстановите экспонат, добавив ему цвет.

Цвет в Древнем Египте имел символическое значение: золотисто – желтый обозначал солнце, белый – луну, зеленый – воскресение природы и ее плодородие, синий – небо и воду.

Не забудьте, пожалуйста, о технике безопасности и правилах при выполнении практической работы.

Обучающиеся: раскрашивают, с помощью фломастеров экспонаты для Музея Древнего Египта.

Учитель: Давайте поместим все экспонаты в музей Древнего Египта. В этом мне поможет экскурсовод (выбираю одного обучающегося). Он соберет все работы.

Вот он. Древний Египет. Со своим декоративным искусством, присущим только ему.


Наше путешествие подходит к завершению.

Мы проделали с вами большую работу, восстановив искусство Древнего Египта.

Теперь мы сможем ответить на главный вопрос?

Ребята, так какова же роль древнего искусства в жизни древнего общества?

Обучающиеся: По достопримечательностям, по одежде и декору, а иными словами по декоративному искусству, можно определить страну, историю развития этой страны, уклад жизни.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

А у всех все получилось?

А как вы думаете, почему не все получилось?

-Понравился ли вам урок?

Если вам понравился урок покажите, пожалуйста табличку с цветком лотоса.

(С наступлением ночной темноты лотос складывает свои лепестки и погружается под воду. Как только солнечный свет озарит небосклон, цветок снова появляется на поверхности.)

(Слайд 19)

Учитель: Заключительное слово учителя (на фоне музыка)

Декоративно – прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия, представлений египтян о вечной жизни.

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями вглубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы.


Мы с вами хорошо поработали, спасибо за урок!

До свидания.





































































































































Вопрос





Ответ







Вопрос

Ответ











Вопрос

Ответ





















Вопрос



Ответ









Вопрос



Ответ



Вопрос



Ответ



















Вопрос



Ответ













Вопрос

Ответ























Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ





































Вопрос

Ответ













Вопрос

Ответ



Вопрос



Ответ

















































































Вопрос



Ответ









Вопрос

Ответ






























































































Просмотр содержимого документа
«Samoanaliz_uroka_Izobrazitelnogo_iskusstva_Sogoyan_A»

Самоанализ открытого урока,

проводимого в 5 классе.

Учитель – Хренова Анна Васильевна


Данный урок я проводила в 5 в классе. Урок проводился в соответствии с тематическим планированием, и является уроком раздела «Декор, человек, общество, время» программы для 5 класса «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Автор программы Б.Н. Неменский.

Урок разработан и проведен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Тема урока:

«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».

Цель урока:

а) познавательные –

Углублять знания обучающихся об искусстве Древнего Египта.

Знакомить с орнаментами и символикой Древнего Египта.

Учить распознавать по стилистическим особенностям произведения декоративно – прикладного искусства.



б) развивающие –

Способствовать развитию творческих способностей, вниманию, усидчивости.

Способствовать формированию навыков работы красками.



в) воспитательные –

Воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям других народов.



Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметный результат: Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных стран единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные УУД:

- уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Иллюстрации с изображениями украшений. Короны.Цветные карандаши, бумага.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (музыкальный отрывок).

Замысел урока:

Идеей урока было привлечь внимание учащихся к красоте народных промыслов, показать как трудолюбие и талант мастеров одухотворяет мир неживой природы, мир вещей в нашем доме, делая его радостным и красивым, освоить простейшие элементы росписи хохлома. К теме урока, целям и задачам обучающиеся пришли самостоятельно, отвечая на ряд вопросов.

В ходе урока использовались следующие методы обучения и формы познавательной деятельности учителя: беседа, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ мотивов и приемов хохломской росписи, элементы игровой деятельности. Большую роль на уроке играет показ учителем приемов работы гуашью, отработка элементов хохломской росписи. Была организована выставка работ.


  1. Тип урока - Комбинированный.

Развитие художественного вкуса осуществлялось путем демонстрации различных изображений – работ художников и рисунков, разнообразной посуды мастеров Хохломы. Развитие воображения и фантазии путем создания учащимися своего образа волшебного узора для украшения.


Главный этап урока - выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько обучающихся испытывали затруднения в выполнении упражнений, была оказана индивидуальная поддержка, ребята захотели большего, стали решать композиционные задачи.

Во время прак­ти­че­ской ра­бо­ты для со­зда­ния эс­ки­за хохломской рос­пи­си ре­бя­та учат­ся овла­де­вать сле­ду­ю­щи­ми опе­ра­ци­я­ми: поль­зо­вать­ся ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми рос­пи­си, опре­де­лять ве­ли­чи­ну и рас­по­ло­же­ние изоб­ра­же­ния в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра листа бу­ма­ги, ис­поль­зо­вать сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в де­ко­ра­тив­ном оформ­ле­нии ком­по­зи­ции.

  1. Один из наиболее успешным этапом урока я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошо подготовились, показали знание декоративно прикладного искусства, а также практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне.

  2. Успешность достижения цели урока была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и обучающихся, увлеченностью учащихся содержанием учебного материала. Ребята были активны, работали собранно.

7. Поставленные задачи мною были выполнены. С упражнениями справились. Ребята росписали бумажные заготовки разделочной доски элементами хохломской росписи.

8. На уроке сложилась атмосфера сотрудничества между учениками и учителем. На итоговом этапе учащиеся развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников, выполнивших наиболее интересные работы. Урок закончили со звонком.

Результативность: организована выставка работ. Ребята ушли с урока с радостным настроением, довольные своими работами.



Я удо­вле­тво­ре­на про­ве­ден­ным уро­ком. Но мне есть еще над чем ра­бо­тать.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!