Тема | Роль декоративно искусства в древнем обществе. |
Педагогическая цель: Задачи: | Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта - изучить орнамент и символику Древнего Египта, установить их связь с культом загробной жизни; - научиться определять и характеризовать отдельные символы в древнеегипетских украшениях, уметь объяснить их значение; - углублять знание учащихся об искусстве древнего мира; - способствовать развитию речи, внимания и усидчивости; - способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (цветные карандаши, бумага, простой карандаш); - воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям других народов, толерантное отношение к чужой вере и другому образу жизни. |
Тип урока | Урок овладения новыми знаниями. |
Планируемые результаты | Познакомятся с ролью декоративного искусства в Древнем Египте, научаться выполнять египетский рельеф на фольге |
Личностные (ЛР) | - уважительно относиться к культуре других народов; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - формирование ответственного отношения к учению; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; |
Метапредметные | - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - работать индивидуально и в группе; - уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - уметь организовать место занятий. |
Предметные | Понимать условно-символический характер декоративного искусства Древнего Египта и его связь с загробным культом. Уметь распознать и понять значение древнеегипетских символов. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Традиционные образы древнеегипетского декоративно-прикладного искусства – загробный культ, значение символов в виде скарабея, лотоса, папируса, анкха, глаз Уаджет, каноны изображения человека. |
Образовательные ресурсы. | Компьютер, проектор. Ручки, фольга, картон, ножницы. Раздаточный материал - иллюстрации символов, тест, текст о Древнем Египте, листы самооценки. |
Вид контроля | Практическая работа |
Этап урока / учебная ситуация | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | Формируемые УУД |
Действия педагога | Действия обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности. | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. | Вход в класс, приветствие учителя, рассадка по своим местам, проверка рабочего места. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Определение границ знания и незнания. | Показывает фильм-загатку. (Древний Египет). Далее учитель задает вопросы: Что вы знаете из уроков истории о Древнем Египте? Давайте вспомним, что означает слово декор? Украшали ли египтяне свои вещи и дом? | Отгадывают о какой стране идет речь, отвечают на вопросы учителя, вспоминают пройденные ранее термины и знания из уроков истории. | Личностные: мобилизация внимания. Познавательные: умение воспользоваться полученной ранее информацией. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Постановка учебной задачи. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | Как Вы думайте, какова тема нашего урока? Каких знаний нам не хватает для изображения украшения древнеегипетском стиле? Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? 1. Чему поклонялись египтяне в древности? 2. Какие символы использовали египтяне для украшения предметов? 3. Как отличалась одежда египтян по сословиям? 4. Какие каноны изображения существовали в живописи и рельефе древних египтян?) Чему мы должны научиться? | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели и задачи, приходят к выводу, что им необходимо узнать для выполнения практического задания. | Регулятивные: способность определять цель учебной деятельности, формулировать учебную задачу. Коммуникативные: умение строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение устно высказывать свое мнение. |
4. Решение учебной задачи. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Знакомит учащихся с верованиями древних египтян и их отражением в символике древнеегипетского искусства. Изучение одежды египтян, принадлежащих к разным сословиям. Вопрос: «Как вы думаете, почему египтяне предпочитали именно такие материалы для одежды и такой крой?». Рассказ о существовавших канонах изображения людей, вопрос: «Как вы считаете, почему люди изображались разными по размеру (самые крупные боги, а самые маленькие рабы)». | Участие в беседе об обычаях Древнего Египта и загробном культе, ответы на вопросы с опорой на полученные знания из уроков истории. | Личностные: формирование уважительного отношения к чужому мнению. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, устно высказывать свое мнение и слушать одноклассников, взаимодействие учителя и ученика. Познавательные: актуализация полученных на другом предмете и умение воспользоваться полученной информацией. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Знакомство учеников с изображением древнеегипетских ювелирных украшений и канонами изображения человека. Показывает последовательность выполнения задания. Задания для самостоятельной работы: 1) рассмотреть выданный материал; 2) на основе выданного материала выдавить ручкой по матовой стороне фольги рисунок. 3) вырезать картон по размеру рисунка, наложить фольгу на картон и закрепить рельеф. | Рассматривают слайды с изображением древнеегипетских ювелирных изделий и рельефом. Дети выполняют египетский рельеф на фольге. | Регулятивные: умение планировать свою деятельность, умение составить план работы. Познавательные: умение использовать полученные знания, умение структурировать знания. Личностные: умение сделать выбор из предложенных вариантов. |
6. Оценка. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | Устраивает выставку рисунков детей. Для этого по очереди каждый ряд выходит к доске и держит рисунки так, чтобы их видели одноклассники. Учитель предлагает остальным детям оценить рисунки. | Сначала показывают свои работы одноклассникам, потом высказывают мнение и оценивают работу друг друга. | Коммуникативные: умение высказать свое мнение, развитие устной речи, умение вести продуктивный диалог. Личностные: социальное признание работы учащегося, мотивация к дальнейшей деятельности, умение принять критику. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: - Какова была тема занятия? - Что вам удалось сегодня узнать на уроке? - Что для вас было трудным, а что получилось? - Какие знания помогли вам в работе? - Что вам больше всего понравилось/не понравилось на уроке? Для того, чтобы оценить свою деятельность, поставьте соответствующий балл в своем листе самооценки. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, формулируют выводы. | Регулятивные: умение оценить свои действия, соотнести результат деятельности с поставленной задачей. Личностные: оценить успешность своей работы. Познавательные: анализ работы, обобщение, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8. Домашнее задание. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | Объясняет домашнее задание: подобрать иллюстративный материал по теме «Древний Китай», задание можно оформить либо в виде папки с фотографиями, либо в виде презентации, принести листы А4, | Записывают д/з в дневник | Познавательные: умение самостоятельно найти информацию в предложенных источниках. Личностные: умение сделать выбор. |