СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль физического воспитания в современном обществе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль физического воспитания в современном обществе»

Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации



Реферативная работа на тему :

«Роль физического воспитания в современном обществе»













Выполнила ученица группы 23ИСП2-о9:

Новикова Анастасия Евгеньевна

Руководитель: Матухно Елена Викторовна





Калининград

2023



Содержание


  1. Введение…………………………………………………3


  1. Актуальность темы исследования …………………..3


  1. Роль физического воспитания в жизни общества..4-5




  1. Принципы физического воспитания……………..5-8


  1. Заключение…………………………………………….9




  1. Источники информации……………………………….9












Введение


Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как личности.
В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинофильмы, на изучение его проблем все чаще обращают внимание социологи, медики, историки, педагоги и специалисты других направлений. Все это не просто дань моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.





Актуальность темы исследования


Проблемы повышения уровня физической культуры приобретают в последнее время всё большую актуальность. Это обусловлено в первую очередь ее основополагающей ролью в повышении качества жизнедеятельности человека. Уровень развития физической культуры, здоровье, активное долголетие всё перечисленное является важными условиями реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня в ряду важнейших критериев социального прогресса. Также эта тема стала актуальной из-за, всё большего распространения среди современной молодёжи, пагубно влияющего на здоровье, образа жизни и вредных привычек, таких как: курение или употребления алкоголя. В настоящее время всё большее распространение получают различные девайсы, дающие альтернативу курению сигарет, вовлекая огромное количество людей, но в тоже время оставаясь опасными для здоровья человека. Более того, влияние этих устройств на организм человека, ещё недостаточно изучено.


Роль физического воспитания в жизни общества

Заниматься физкультурой нужно всем людям без исключения, а не только тем, кому в профессиональном плане требуется обладать особой физической силой. Уделять больше времени физической активности нужно еще и потому, что современная бытовая и трудовая жизнь ведет к неизбежному ее снижению. Многие не могут найти времени, чтобы сходить в спортзал, или не обладают достаточной силой воли, чтобы приучиться выполнять утреннюю зарядку ежедневно. А низкий уровень физической активности ведет к следующим негативным изменениям в организме:

  • снижается умственная и физическая трудоспособность;

  • уменьшается сопротивление организма к заболеваниям и инфекциям;

  • повышается риск стрессовых реакций и частого плохого настроения.


  1. МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Физическое воспитание органично связано с моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных соревнований человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Занятия физическими упражнениями и спортом носят целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики.

  2. УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. Физическая физкультура и спорт также влияют на умственную работоспособность. К примеру, обучение в современных университетах связано с высокой нагрузкой на психику студента. Физически подготовленный человек легко справится с программой обучения в течение всего года, сохраняя при этом работоспособность и демонстрируя повышенное внимание, отличную память и высокий уровень интеллекта.



  1. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Суть трудового воспитания заключается в последовательном и систематическом развитии качеств личности, которые определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе. Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение к работе, овладение культурой труда. Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда спортсмены для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и трудолюбие, которые воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в дальнейшем на трудовую деятельность.

  2. ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Спортсмен, который постоянно совершенствует свои физические и психологические данные, находится в отличной форме, а значит доволен собой, гармонично развивается, энергичен, красив и приятен в общении. Не секрет, что многие люди приходят в спорт не только за оздоровлением или медалями, их привлекает получение эстетического удовольствия от упражнений, возможность постоянно видеть красоту и самим творить ее в виде грациозных движений, виртуозного владения своим телом. Поэтому можно говорить о том, что физкультура и эстетическое воспитание взаимосвязаны и позволяют не только сформировать внешне красивую и здоровую личность, но и повлиять на ее моральные качества – самоконтроль, терпеливость, эстетический вкус, приятные манеры поведения в обществе.

Принципы физического воспитания

Все принципы физического воспитания подразделяют на:

  • общие;

  • методические, или дидактические (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации);

  • специфические (непрерывности процесса физического воспитания, чередования нагрузок и отдыха, наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий и возрастной адекватности физического воспитания).

Общие принципы

Общие принципы физического воспитания отображают всю методику педагогического процесса в целом.

К основным принципам физического воспитания относятся:

  1. Гармоничное и всестороннее развитие личности. В процессе обучения физической культуры необходимо интегративно решать задачи эстетического, умственного, трудового, физического воспитания. Сформированные способности и физические качества индивида в этом случае несут общественную ценность. Для полноценного развития двигательных навыков и физических качеств важно обеспечить тесную взаимосвязь между общей и специальной физической подготовкой. 1. Связь физического воспитания с жизненной практикой. Физическое воспитание должно быть ориентировано на способность к дальнейшему продуктивному труду и защите Отечества. А для этого необходимо воспитать сильного и выносливого человека. На занятиях необходимо отдать предпочтение упражнениям, которые вырабатывают навыки трудового характера, акцентировать внимание на формировании у обучающихся активной жизненной позиции, воспитании трудолюбия, нравственных качеств, патриотизма.

  2. Оздоровительная направленность физического воспитания. Нагрузки на занятиях должны соответствовать подготовленности и возрасту детей. За обучающими устанавливается обязательный врачебный контроль

Методические принципы

Методические принципы характеризуют общие условия процесса обучения во время занятий физкультурой. Данные принципы определяют методы и способы обучения двигательным навыкам, системе специальных знаний, оптимизируют целевую направленность физических качеств.


Принцип сознательности и активности указывает, что максимального эффекта на занятиях физической культурой можно достичь только при постоянном интересе обучающихся. На занятиях необходимо выдвигать реальные цели, детализируя каждую из них. У обучающихся важно развивать самостоятельность и инициативность.

Принцип наглядности позволяет установить взаимосвязь между чувственным восприятием и мышлением учеников, результатом чего является комплексное воздействие на все сенсорные органы и системы, принимающие участие в двигательном акте. На занятиях физического воспитания используется непосредственная (личная демонстрация педагогом разучиваемых движений) и опосредованная (демонстрация фильмов, фотографий, методических пособий). Для обучающихся старшего школьного возраста и для студентов чаще всего используют опосредованную наглядность.


Для детей дошкольного возраста и для младших школьников на заключительном этапе разучивания новых упражнений рекомендуется использовать различные звуковые сигналы, которые позволят уточнять временные и ритмические характеристики двигательных актов.


Принцип доступности и индивидуализации. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель должен учитывать готовность обучающихся к выполнению тренировочных нагрузок. Задачи физического воспитания должны ставиться в соответствии с индивидуальными возможностями учеников. При постановке чрезмерных требований и сложных заданий возможны негативные последствия для организма ребенка. В рамках данного принципа для определения доступности необходимо руководствоваться следующими критериями: состояние здоровья обучающегося; уровень натренированности (предельное потребление кислорода, жизненная емкость легких, изменение спортивных результатов); присутствие силы воли и целеустремленности.


Специфические принципы

Специфические принципы отображают специфические закономерности процесса физического воспитания:

Принцип последовательности и динамичности. Для эффективного развития физических качеств важно постепенно и планомерно: усложнять технику упражнений, увеличивать интенсивность и объем нагрузок, расширять тактический и технический потенциал.

Принцип систематичности. Непрерывность физического воспитания и тренировочных воздействий обусловлена особенностями привыкания организма обучающегося к физическим нагрузкам. Результативность и эффект каждого последующего занятия должен накладываться на результаты предыдущего, закрепляя и углубляя его. Важно грамотно чередовать физическую активность и отдых.

Циклическое построение занятий. Программа физического воспитания ориентирована на композиционное повторение основных целей и задач. В практической деятельности применяют: микроциклы (7-14 дней, характеризуются разнонаправленностью и одновременно повторностью упражнений); мезоциклы (от 2 до 6 микроциклов, изменяется содержание и порядок чередования); макроциклы длятся на протяжении всего года.

Возрастная адекватность направлений физического воспитания. Направленность системы физического воспитания находится в зависимости от возраста обучающихся. На каждом этапе физического развития должно отдаваться предпочтение развитию определенных физических качеств.

В системе физического воспитания существует определенная иерархия принципов воспитания. Вся практическая деятельность педагога базируется на идейных основах общих принципов. В методических принципах изложен универсальный регламент методики занятий. Правила системного построения обучающего процесса лежат в основе специфических принципов.

Заключение

Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих принципов физического воспитания сводится к следующему:

-      во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

-      во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);

-      в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на практике.



Источники информации

Книги:

  1. Капилевич, Л. В. Физиология спорта: учебное пособие / Л. В. Капилевич.

  2.   Психология взаимодействия в спорте: учебно-методическое пособие для физкультурных вузов / В. Н. Смоленцева, Ю. А. Мироненко, В. А. Блинов, Н. А. Шакина

Сайты:

1. pinterest.ru

2. wikipedia.org





6