СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль географического образования в развитии современной личности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей географии. Роль географического образования.

Просмотр содержимого документа
«Роль географического образования в развитии современной личности»

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ


Главная задача, стоящая перед школой на современном этапе, — не только обеспечить хорошее, "конкурентоспособное" образование, но и воспитать человека — творца, созидателя своего "Я", преобразователя окружающего мира, личность свободную, самоопределяющуюся, способную самостоятельно адаптироваться в обществе. Именно сегодня гуманитарное образование в первую очередь формирует личность учащегося, готовит его к жизни в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обще- стве , учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать ин- формацию и принимать эффективные решения. Именно поэтому одним из важнейших условий реализации устойчивого развития географического образования в общеобразовательных учреждениях является внедрение современных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для социализации личности. Сегодня география стала одной из тех дисциплин, которые призваны изучать глобальные проблемы человечества и активно участвовать в их решении. География в условиях обновления содержания становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В чѐм вижу я своѐ предназначение учителя географии? Мне, как учителю, важно найти рациональное зерно в каждом ребѐнке, поддержать, раз- вить "человека в человеке", заложить в нѐм механизмы достижения, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, помочь ребѐнку жить в мире и согласии с цивилизацией, культурой, природой, людьми. Уроки географии как нельзя лучше подходят для реализации поставлен- ных целей, потому что именно на них формируются такие качества, как рачительность, заботливое и бережное отношение к природе. Взяв за основу своей педагогической деятельности личностно ориентированный подход, при построении уроков я широко использую в качестве основополагающих идеи и принципы гуманистической педагогики и психологии: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъективности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки. Личностно ориентированный подход в преподавании географии призван подготовить человека к тому, чтобы он смог не просто жить в современном мире, но и строить будущее своими руками. Приобретѐнный теоретический и практический опыт позволит учащимся в будущем принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Для того, чтобы в реальной жизни воплощать эти идеи, человеку необходимо: • знать и понимать основные закономерности существования окружающего мира, применять эти знания в повседневной жизни; • уметь взаимодействовать с природным техногенным и социальным окружением; • уметь критически осмыслять информацию и делать осознанный выбор; • принимать ответственные решения и осознавать последствия своих действий, • проявлять социальную активность. Содержание урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъективного опыта ребѐнка и осуществления изменений в личности в связи с постижением (обретением) своего образа. Организация учебного занятия предполагает: 1. применение педагогических приѐмов для актуализации и обогащения субъективного опыта ребѐнка; 2. проектирование характера учебного взаимодействия на основе учѐта личностных особенностей учащихся; 3. использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога; 4. создание для учащихся ситуации успеха; 5. проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях; 6. стимулирование учащихся к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения; 7. избрание приѐмов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке; 8. использование учащимися следующих речевых оборотов: "Я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по моему мнению…", "я думаю…". Реализация личностно ориентированного подхода в обучении предоставляет каждому ученику право выбора собственного пути развития как через классно — урочную систему, так и через использование альтернативных форм обучения. Часто обращаюсь к методу проектов, получившему название Дальтон — план, работа над которым основывается на трѐх принципах: свобода, сотрудничество, самостоятельность. Такие задания дают возможность раскрыть подлинные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстроить для него индивидуальную траекторию развития, что разнообразит учебный процесс, делает его более интенсивным, комфортным, позволяет повысить эффективность обучения. Уроки географии и географического краеведения строю так, чтобы на каждом из них формировался у учащихся комплексный подход к рассмотрению географических объектов и 43 процессов, являющихся важным условием развития и становления научного мировоззрения, осуществлялось экономическое и экологическое образование. В своей работе использую различные приемы, методы и формы организации учебной дея- тельности: семинары, уроки-лекции, уроки — конференции, уроки-путешествия, деловые игры, уроки-диспуты, киноуроки, экскурсии, уроки творчества, а также интерактивные способы обучения, что позволяет создать на уроках совместную деятельность, в которой обучающиеся не только усваивают новый материал, но и переживают этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного, но значимого. Такая учебная деятельность развивает познавательную мотивацию и обеспечивает эмоциональный настрой. На каждом уроке стараюсь создать условия для самостоятельной индивидуальной работы, для чего использую дидактический материал, учебники, энциклопедии, справочные пособия. Такая организация учебного занятия позволяет решать три важных задачи: — учебная — качественное усвоение знаний, умений, навыков; — организационная — формирование навыков целеполагания, планирования, самоконтроля; — психологическая — развитие умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы. Большое место отводится при такой организации учителю в качестве консультанта. Широко использую информационно-коммуникационные технологии: аудио-, кино-, видео- и мультимедийные материалы, в том числе интерактивные карты. При подготовке уро- ков семинаров, уроков-конференций, на которых учащиеся выступают с докладами и сообщениями по природным и экономическим вопросам географии, указываю различные информационные источники, ссылаясь, в том числе и на Интернет-ресурсы. Организуя учебную деятельность в форме работы с инструкционными карточками, предлагаю учащимся для выполнения задания разного уровня: — базовый — содержание составляют задания, с помощью которых может быть обеспечено достижение стандартных требований к знаниям, умениям и навыкам; — дополнительный — задания "обогащают" знания, расширяют кругозор и развивают "жажду познания"; — развивающий — материал стимулирует развитие ребѐнка, способствует росту самопо- знания, формированию личностной позиции. Обучая на уроке класс в целом, я постоянно помню, что процесс познания у каждого свой, индивидуальный. Использование вышеперечисленных форм и методов дает возможность ученикам разного уровня мышления в полной мере разобраться в изучаемом материале. Та- ким образом, я ухожу от традиционного восприятия и воспроизведения новых знаний к творческому отражению в сознании ученика материального мира. С этой целью провожу уроки творчества, уроки "мозговая атака", уроки, которые ведут ученики. Это повлекло за собой повышение интереса к предмету. Ученики всѐ чаще стали смотреть на географию не как на что-то однообразное и непонятное, а как на строго выстроенную цепочку знаний о природе, звенья которой очень прочно связаны между собой. Особое значение придаю развитию интереса учащихся к предмету, используя для этого, в частности, проблемное изложение материала, индивидуальные и занимательные задания. Упорство, трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели, способность противостоять трудностям, не отступать и добиваться положительного результата — таковы качества современной личности. Очень важно вовремя обратить внимание на привитие и формирование таких черт характера, как доброта, дружелюбие, толерантность, открытость к общению, готовность оказать помощь, умение сочувствовать и сопереживать, понимать и принимать точку зрения оппонента, уважать позицию противника в спорах и дискуссиях. Именно такой характер формируется при изучении географии. И победами своими, что дают нам силу, ученики умножат успех всей большой России. Я начала поиск одаренных ребят, потому что понимал — за такими учащимися будущее страны, подобно тому, как наше на- стоящее было бы невозможно без таких талантливейших ученых, как М.В. Ломоносов. И найти таких "ломоносовых" не составило особого труда. Многие ребята с удовольствием принимали предложение участвовать в олимпиадах, искали самостоятельно ответы на вопросы, работали с научной литературой, проводили практикумы. Научный подход к изучаемому материалу, учет индивидуальных возможностей каждого ученика помогут открыть новые таланты в области изучения географии.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!