«Роль географии в воспитании личности школьника»
Подготовила: учитель географии МБОУ Шумилинская СОШ
Орлова Т.А.
Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа — открывать мир. Я считаю: география является важным - центральным школьным предметом в воспитании личности школьника. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира.
Моей целью является — привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они как больше узнали о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.
Слайд.2 Понимание окружающего мира через географию
Изучение географических объектов
Понимание климата помогает понять как природа влияет на жизнь людей в разных углах планеты.
Разнообразие культур.
Слайд 3.Воспитательный потенциал уроков географии.
Географическое образование является надежной основой в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине – это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать.
Принципы патриотического воспитания:
Большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны» и другие.
5 класс. Русские путешественники и первооткрыватели.
Для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю о мужестве этих людей , как они добивались поставленной цели. Учащиеся самостоятельно готовят сообщения, с удовольствием находят географические объекты, которые носят имена наших соотечественников. Это задание позволяет ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей.
Помощь русского народа при стихийных бедствиях (пример 7.12.1988г.Армения)
(5класс- Литлсфера. Землетрясения)
Примеры творческих работ («Озеро Байкал» «Кремль и Красная площадь»,
«Ладожское озеро»
8 класс «Этнический состав населения России.(говорим о толерантности)
Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие. При изучении темы «Стихийные явления природы» говорю, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркиваю, что россияне всегда были и остаются в числе первых, кто приходит на помощь.
Физическое, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Большая роль предмета географии в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека. На протяжении всего курса изучения предмета уделяется большое внимание темам: «Климат и человек», «Влияние климата на человека». Ребята работают с дополнительной литературой, делают прогнозы на будущее.
Раздел «Население России». 8 класс.
Здоровье и продолжительность жизни на 50 – 55% зависят от образа жизни, а на 20% - от наследственных факторов.
Нравственное воспитание «Воспроизводство населения»
На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям, воспитываем уважение к старшим, родителям в наших русских семьях.
Профориентационное воспитание -
8 класс тема «Россияне на рынке труда»,
10 класс тема «Научно-техническая революция» говорю детям, что сейчас за хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция.
Возможности для эстетического воспитания школьников при изучении географии вытекают из самой сути географической науки.
Слайд .4.География как ключ к познанию культур и традиций
Понимание прекрасного, складывающееся под воздействием природы, находило свое отражение в ремеслах, в быту, в прикладном искусстве, национальных костюмах, орнаментах, вышивках, где гармонично сочетались мотивы родной природы. Например, при изучении регионов России, говорим о народах, живущих на ее территории, знакомимся с обычаями, традициями. Интерес у учащихся вызывают подготовка сообщений о национальных костюмах русских, татар, удмуртов, народов Крайнего Севера и об украшениях, а также об особенностях национальной кухни.
Не менее важная задача – воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально-этического и нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Воспитание на уроках географии может осуществляться посредством литературных произведений. Изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, кино, музыки и других видов в различных сочетаниях, но в органическом единстве с географическим материалом. При этом важно не подменять географию искусством, а обогащать и оживлять ее. Только в таком случае будет развиваться творческое воображение, фантазия учащихся, без которых невозможно и научное мышление.
Слайд 5. Развитие пространственного мышления с помощью географии
Слайд 6. Изучение роли природных ресурсов в жизни человека
В тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием находится экологическое воспитание.
Экологическое воспитание
В школьном образовании курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном на основе краеведческого подхода. Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней.
На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций.
Содержание экологического образования направлено на воспитание детей рачительными хозяевами своей страны. Этому способствует изучение проблем рационального использования природных ресурсов и преобразования природы нашей страны. Основ природопользования. Экологическое содержание курса физической географии России располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.
«Природные ресурсы» (меры, которые вы можете предложить для более рационального использования полезных ископаемых);
«Внутренние воды» (какие мероприятия по защите водоемов вы можете предложить);
«Охраняемые территории» ваша личная роль в деле охраны природы.
Слайд 7. Влияние географии на формирование гражданской позиции
Слайд 8. Географические исследования как инструмент самопознания
Слайд.9. Практический пример: изучение родного края через географию
Школьная география пронизана элементами краеведения. Эти элементы можно проследить на уроках, начиная с 5 класса. Не обойтись без краеведческого материала и при изучении темы «Климат», «Рельеф» Существует огромнейшее количество народных примет. Среди них немало точных, которые основываются на многовековом опыте, а потом подтверждаются научными исследованиями. Дети с удовольствием находят сами и рассказывают легенды и народные приметы, связанные с погодными явлениями. При изучении темы «Географическая карта» для развития пространственного изображения я использую настенные карты разных масштабов, карты атласа, фрагменты топографических и спутниковых карт. Особый интерес у ребят вызывает работа с картой Ростовской области. С интересом находят отличия в изображении одного географического объекта.
Слайд.10. Практический пример: экспедиции, экскурсии, походы и путешествия как инструмент воспитания.
Слайд 11.Заключение География является не просто школьным
предметом, а важным инструментом воспитания личности школьника, способствуя развитию интеллектуальных, социальных и творческих способностей.
Воспитательный потенциал уроков географии неисчерпаем.
Каждая тема урока позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.