СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по предмету "развитие речи"

Тема: Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.

Просмотр содержимого документа
«Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.»



Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.







Составила

Карпова С. А

Содержание:

Стр.

  1. Введение……………………………………………………3-4

  2. Основная часть.



Глава 1. Значение игровой деятельности для детей 3-4 лет…………..5-11

1.1. Особенности речевого развития детей 3-4 лет……………………5-8

1.2. Значение игр для развития речи детей 3-4 лет……………………8-11



Глава 2. Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет……………………12-24

2.1. Воспитание звуковой культуры………………………………….12-14

2.2. Формирование грамматического строя речи……………………14-17

2.3. Словарная работа………………………………………………….17-18

2.4. Развитие связной речи…………………………………………….18-22

2.5. Развитие образной речи. ………………………………………….22-24



  1. Заключение…………………………………………………25

Список использованной литературы………………………….26

Приложение……………………………………………………..27

Введение



Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.

Согласно А.А.Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматически правильной и разговорной речи, обучение детей рассказыванию, ознакомление с художественной литературой и подготовка к обучению грамоте.

Проблеме речевого развития уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А.С.Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т.Михайлов и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.П. Ерастов, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Р. Лурия, В.М.Соковнин, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.Е. Кулачковская, К.М.Левитан, В.Г.Нечаева, Л.А.Пеньковская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, А.П. Усова и др.).

Речевое развитие дошкольников исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И Львовой, А.Г. Рузской и др.

Каждый из авторов высказывал мысль о целесообразности использования разнообразных игр для активизации, обогащения и развития речи детей. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (декларации прав ребенка и конвенции о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.

Именно в рамках игры создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования речевого развития. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно помогает развитию речи детей.

Актуальность и востребованность исследуемой темы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между необходимостью обновления содержания развития речевого общения путем включения игровых форм обучения и отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в воспитательно-образовательный процесс.

«Концепция дошкольного воспитания» рассматривает игру как важный фактор гармоничного развития личности. Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий, а должно осуществляться в контексте игровой деятельности.



Объект исследования - особенности развития речи детей 3-4 лет.

Предмет исследования - роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.



Цель: теоретически обосновать значение игр на развитие речи детей 3-4 лет.

Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста в игровой форме обучения будет наиболее эффективным, если - гармонично развить все стороны речи (фонематический, грамматический, лексический), определяющие формирование речи дошкольников в игровой форме обучения на основе использования многообразия игр.



В соответствии с целью исследования ставились следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Рассмотреть особенности развития речи детей 3-4 лет.

  3. Определить значение и роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.



Глава 1. Значение игровой деятельности для детей 3-4 лет.

1.1. Особенности речевого развития детей 3-4 лет.

Исходными теоретическими положениями исследования выступают концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин); теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев); теории развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина), теории о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста – игре (Р.Н. Жуковская, Т.И. Гризик, П.Г. Саморуков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Ребенок 3-4 лет постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Происходит интенсивный процесс количественного и качественного роста словаря, начинается важный этап в усвоении языка – овладение его звуковой и грамматической структурой, развитие связной речи. Наиболее благоприятные предпосылки для речевого общения создаются в игре. Многообразие игр позволяет успешно использовать их для развития и освоения всех языковых структур речи.

Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

Для детей этого возраста характерна большая потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года — 300 слов, в 3 года 6 месяцев — 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи неоднократно подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000—1200 слов [36, 9]. В составе его имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия. [1, 13]

На третьем году жизни дети в своей речи начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок, развивая речь, осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. (Вследствие плохо поставленной педагогической работы более точные наречия и прилагательные могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.) [8]

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи все падежные формы существительных (без предлогов и со многими предлогами), формы глаголов, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов.

В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порою нарушается порядок слов, например отрицание «нет» выносится в конец предложения (на вопрос «Кто взял мяч?» ребенок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению [2]. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя несмотря на это еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).

Активное пользование словарным запасом благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. Согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, к концу этого возрастного периода ребенок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорного р. Некоторые дети к трем годам даже овладевают правильным произношением всех звуков [11].

Однако в целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей, смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, в начале третьего года многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие — свистящими или переднеязычными т(ть), д(дь) и т. д.

Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти. Темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  1. согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (СТОЛ), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка).

Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления —

замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка),

«Луба» (Люба);

  1. большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);

  2. дети совсем не произносят звук р. «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками—л,л', в, й: «колова» (корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);

  3. звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко л заменяется ы: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);

  4. звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.



1.2. Значение игр для развития речи детей 3-4 лет.

Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а сама сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя.

Игры развивают творческие способности ребенка, подразумевают развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами.

Игры учат детей действовать последовательно и организованно. Это очень важно для развития у них волевых разумных действий, для формирования основных черт складывающегося характера.

Игры помогают подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у ребенка элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре, которая в начале отражает предметную деятельность людей, а затем – человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Наблюдения показывают, что игровые ситуации обогащают эмоциональную восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинение желаний и настроений социальным требованиям [17].

Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности и замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений и в соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода.

С развитием игры меняется и ее форма. Наряду с действием все большее и большее значение в игре приобретает речь. Очень большое влияние игра оказывает на развитии речи. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Она выступает в планировании игры, в репликах и вопросах детей, в оценке поступков того или другого героя игры, в разговорах и рассуждениях ее участников [2].

Обмениваясь друг с другом знаниями об отдельных вещах и событиях окружающей жизни, которую они воспроизводят в своих играх, дети обогащают свой словарь, осваивают связную речь, которая становится более выразительной и грамматически более правильной.

Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за других.

Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.

Дети замкнутые, молчаливые, требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми – теплый, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка со сверстниками.

Важными элементами игры является развитие мелкой моторики, которое в рамках данного исследования имеет значение в связи с развитием речи;

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» [10].

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью.

Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать) [10].

Дети, которым удается повторить изолированннные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движениий. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Детям младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики в педагогической практики предлагается: - мозаика, пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.; наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки; цветные клубочки ниток для перематывания; пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок и т.п.; пособие «шнуровка»; лепка из глины и пластилина.

На начальном этапе развития действия ребенка связаны не с предметами, а с единичной вещью, на которой был показан и усвоен способ действия с ней. Первые функциональные действия - это еще не собственно предметные действия. В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи - как основному средству общения взрослого с ребенком.

Существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику малышей на материале движений без предметов, в частности, с использованием игрового элемента.

Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике.

Пескишева Т. В. дала характеристику народных потешек, как основы для пальчиковых игр [10].

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку», «Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем.

Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).



Глава 2. Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет.

2.1. Воспитание звуковой культуры.

Воспитание звуковой культуры речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи — темпом, дикцией, силой голоса, интонацией.[15].

В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипяших звуков. Игры и упражнения направлены на развитие умений детей дифференцировать родственные по месту образования звуки (и и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах — слогах: па-па, ба-ба, то-то, до-до и т. п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса необходимо уделять более пристальное внимание, поскольку в этих умениях, как уже отмечалось, заложены наиболее важные условия для дальнейшего развития всех сторон речи.

От звукового оформления высказывания во многом зависят его эмоциональность, непосредственность, живость и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

В игре «Чей это голос?» дети учатся различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия и звуки, издаваемые взрослым животным и его детенышем. Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

— Му-у-у. Кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит — корова или теленок.

— Ква-ква. Чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить детям правильно позвать персонажа—игрушку, тогда с ним можно поиграть («Лягушонок, иди к нам»; «Утенок, поиграй со мной»).

В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? Ку... (Взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок.) Петя-петушок кричит... (Ку-ка-ре-ку.)

— Послушайте слова кукууушка, петууух, ууутка (голосом выделяется звуку). В этих словах есть звук у. [15].

Очень важно научить детей использовать интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать шапочку курочки и предложить одному ребенку отвечать на вопросы:

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: пи-пи-пи!

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса ( тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление). [15].

Особое внимание уделяется интонационной выразительно­сти речи, детей учат в инсценировках говорить разными голо­сами и с разной интонацией (повествовательной, вопроси­тельной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), кото­рый произносится детьми с разной силой голоса и в различ­ном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке. Смотри приложение №1.



2.2. Формирование грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у детей включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Обучение изменению слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В игре «Чего не стало?» дети упражняются в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных. [3]

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера, длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

Сначала взрослый предлагает детям рассмотреть игрушки.

— Что это? (Матрешка.) Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотрите на пирамидки, какие они? Одна большая, другая.... (Поменьше, маленькая.)

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас вы закроете глаза, а я буду прятать игрушки. Затем вы скажете, каких игрушек не стало (матрешек, пирамидок, ленточек). Кого не стало? (Лошадок, утят, цыплят.)

В конце убираются все игрушки, детей спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»

Так в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (Не стало утят, игрушек. Нет тапочек, платья, рубашки).

В игре «Прятки» дети упражняются в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около, тем самым они обучаются правильному использованию разных падежных форм.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (Дети дают ей имя, например Света.) Здесь ее комната. Назовите все предметы.

Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на... (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).

— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помогите Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

— А если бы кто-то из вас стал прятаться, куда бы вы залезли, чтобы вас долго не находили?

Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называют сами.

— Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться...

А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)

— Давайте расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они ...(играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули ...(на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит детей к употреблению падежных форм. Игра в «прятки» помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры. [5]

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — масленка).

Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольно-приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел). Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети овладевают умением образовывать слова приставочным способом (выйди — войди — отойди, залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что выделаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?» Такие задания можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении. [15]

Детей знакомят также со способами образования звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря — крякает, лягушка ква-ква — квакает).

На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют). Вопросы типа «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? дудочку? трубу?» подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие и оно имеет свое название.



В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, проводится игра «Что умеет делать Гена?». Взрослый начинает: «Гена умеет пол... (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.

Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача обучения детей построению разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание. [13] Смотри Приложение №2.



2.3. Словарная работа.

Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто что умеет делать?».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»).

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»).

На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий (короткий); зеленая лента узкая, а белая (широкая); одно дерево высокое, а другое (низкое); волосы у одной куклы светлые, у другой (темные).

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).

Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит — рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят);мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Для этого они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).

На основе наглядности проводится работа и по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря. [8].

Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования, включаются и отдельные элементы рассуждения. В результате у детей развиваются творческие навыки, они понимают задания, в которых предлагается вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать, составить рассказ, придумать продолжение (окончание) сказки. Смотри Приложение №3.



2.4. Развитие связной речи.

Владение связной монологической речью — одна из цент­ральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социаль­ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе це­ленаправленного речевого воспитания.

Связной считается такая речь, которая организована по за­конам логики и грамматики, представляет единое целое, систе­му, обладает относительной самостоятельностью, законченнос­тью и расчленяется на более или менее значимые части, связан­ные между собой.

Монологическая речь возникает в недрах диалогической ре­чи, поэтому важно начинать формирование понимания речи и развитие смысловых связей с раннего возраста. Развитие актив­ной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игру­шек и картинок, причем период дошкольного детства считает­ся фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диа­логической речью.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естест­венной формой языкового общения, состоит из обмена выска­зываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль игра­ют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значе­ние слова. Важно также учитывать условия, формы и цели рече­вого общения.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повест­вовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются ча­стицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спро­сить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддер­жать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средст­вами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на самые различные темы, свя­занные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отноше­ниями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлени­ями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собе­седника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружаю­щего контекста.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением за­дач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания де­тей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравне­ниями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утон­чает художественное восприятие литературных произведений. [2]

На занятиях по пересказу литературных произведений, рас­сказыванию об игрушке и по картине, где в комплексе решают­ся все речевые задачи, основной является задача обучения рас­сказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказ­ки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фра­зу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоя­тельно.

Сначала воспитатель рассказывает знакомую сказку («Ку­рочка Ряба») с использованием настольного театра. Взрослый начинает: «Жили-были...» Дети заканчивают фразу: «Дед и баба». Здесь возможны как индивидуальные, так и хоровые ответы. По ходу рассказывания воспитатель ставит на стол фигурки.

В конце занятия детям читается потешка про курочку-рябу-шечку:

  • Курочка-рябушечка,
    Куда ты пошла?

  • На речку.

  • Курочка-рябушечка,
    Зачем ты пошла?

  • За водичкой.

  • Курочка-рябушечка,
    Зачем тебе водичка?

  • Цыпляток поить.

  • Курочка-рябушечка,
    Как цыплятки просят пить?

  • Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Работа со сказкой не заканчивается на занятии. Воспита­тель предлагает детям принести из дома книги про курочку Рябу. Дети увидят, что разные художники по-разному рисую? деда и бабу. Надо рассмотреть все иллюстрации и спросить детей, что делают дед и баба, о чем они разговаривают, что говорит им их любимая курочка. Такие разговоры подводят детей к обыгрыванию ситуации. Одновременно дети упражняются в назывании предметов (Это... курочка, дед, баба, яйцо, мышка), их качеств (дедушка и бабушка старенькие, курочка рябенькая, мышка серая) и действий (дед бил — не разбил, яичко упало и разбилось, курочка кудахчет).

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

Например, дети рассматривают картину «Мы играем в кубики». Сначала педагог спрашивает, кто нарисован на картине, как по-другому можно назвать детей (малыши, мальчики и девочки, друзья, ребята). Такие задания подводят детей к тому, чтобы они не повторяли одни и те же слова в каждом предложении. Вопрос «Что делают дети?» заставляет их называть действия (играют, строят дом). С первых занятий надо учить детей выходить за содержание картины. Вопросы помогают представить, как дети договорились играть, кто принес кубики, кто предложил построить дом, для кого они будут его строить.

Рассматривание картины «Катаемся на санках» ставит задачей подведение детей к совместному рассказыванию по картине, развитие умения включать в рассказ отмеченные признаки и действия, названные ими при ответе на вопросы воспитателя.

— Посмотрите внимательно на картину и скажите, когда это было? (Зимой.) Почему вы думаете, что это зима? (Потому что уже снег выпал.) Летом тепло, а зимой...? (Холодно.)

— Кто везет санки? (Большой мальчик.) Как его зовут? (Дима.) Один мальчик большой, а другой...? (Маленький.) Как зовут младшего брата Димы? (Сережа.) А сестренку как зовут? (Таня.) Как одеты дети? (В шубе, в шапке, курточка синяя; курточка не синяя, а голубая с белым.) Что случилось с Сережей? (Он упал.)

Затем воспитатель начинает рассказывать: «Мама и дети гуляют. Старший брат Дима посадил сестру Таню на санки. Он...» Предлагает детям продолжить рассказ. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали структурную соотнесенность предложений и смогли составить новое предложение, соединив его с предыдущим смысловой и грамматической связью. И вот ответ: «Он посадил еще Сережу и повез». Пока еще одно предложение, но его уже достаточно для связи и дальнейшего выстраивания текста. Воспитатель продолжает: «Дима быстро побежал, малыш не удержался и упал. Ему...» (Было больно, но он не плакал.) Мама закричала старшему мальчику: «Остановись, Сережа упал». Дима... (Остановился и поднял его.) Посадила мама Сережу на санки и сказала: ... («Дима, не бегай быстро»)». Педагог добавил: «А может быть, она ему сказала: «Держись за сестренку и не упадешь».

Интересно отметить, что полного образца рассказа здесь не давалось, однако дети активно участвуют в составлении рассказа. Когда сразу после рассматривания детям дается образец, им ничего не остается делать, как повторить и смысловое, и грамматическое оформление предложений. А в совместном составлении предложений видна вариативность, примеры синонимической замены (Дима — старший брат — большой мальчик; Сережа — малыш — младший брат; Таня — сестренка), включение антонимов (большой — маленький, упал — встал), введение прямой речи.



Затем детям предлагается рассказать самостоятельно.

— Дети катались на санках. Дима катает их, а Сережа упал.

Мама говорит: «Держись за сестренку, не упадешь» (Юля Б.).

— Мама и дети катаются на санках. Сережа упал, а мама сказала: «Не бегай быстро» (Катя С).

То, что дети дали разные варианты окончаний, показывает необходимость работать над умением по-разному заканчивать рассказ, развивая даже самый простой сюжет.

Для развития связной речи детей важно не только научить их составлять рассказы описательного типа, но и подвести к составлению повествовательных рассказов, хотя зачастую эти типы высказывания (описание и повествование) у детей младшей группы формируются параллельно.

Прежде всего необходимо у детей сформировать самые элементарные способы связей двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа. В занятия по развитию речи надо включать задания на формирование цепной местоименной связи, когда взрослый начинает рассказывать, задавая цепную местоименную связь, а дети продолжают рассказ.

Сначала идет выполнение упражнений (грамматических и лексических), а затем сразу следует задание на составление совместного описательного или сюжетного рассказа. Общеизвестно, что детям младшего дошкольного возраста постоянно дается образец, который, однако, может стать шаблоном в плохом смысле этого слова. Обучение необходимо вести в таком направлении: вариативность, совместное составление предложений, введение синонимической замены слов и словосочетаний. Тогда можно ожидать, что в конце года произойдут существенные изменения в речи детей. [15]



2.5. Развитие образной речи.

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для пост­роения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связан­ности (и точности); она включает и проблему образности,... так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем вы­ходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непере­даваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».

Так, всякая метафора выражает общую мысль, и в то же вре­мя она вноситновые оттенки в эту мысль и содержит больше , того, что дает формулировка. Все формы образности речи — метафоры, аллегории, сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового содержания.

Возможности дошкольников в понимании средств художе­ственной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое зна­чение имеет целенаправленное руководство взрослых.

Для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей.

В работу с художественной литературой вво­дят разные жанры. Необходимо научить детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, т. е. развивать элементарное пред­ставление о жанрах. Ставится и задача воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положи­тельным героям.

Необходимо обращать внимание на образный язык сказок, стихотворений, привлекая детей к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев сказки. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего само­стоятельного развития интонационной выразительности в бо­лее старшем возрасте.

После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и ли­са» можно предложить ребенку повторить песенку действую­щих лиц. После чтения сказок ребенок запоминает такие обра­зы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и др.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям об­разцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образно­стью родного языка.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста реко­мендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слуша­телей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смеж­ная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произве­дения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музы­кальностью. При повторном чтении дети начинают запоми­нать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнив­шимися ему словами и выражениями. [1, 2]

Таким образом, включение игр в учебный процесс по развитию речи, создание игровых ситуаций повышают эффективность обучения, заинтересованность детей, способствуют активному речевому общению, развитию связной и образной речи, обогащая ее различными языковыми средствами.

Смотри Приложение №4.



Заключение.


Исследуемая тема «Роль игр в развитии речи детей 3-4 лет» актуальна и востребована. Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Именно в рамках игры создаются предпосылки для формирования речевого развития. В введении дается обоснование актуальности и востребованности темы, указаны объект исследования, предмет исследования, цель и задачи исследования. Глава 1 посвящена особенностям развития речи детей 3-4 лет и игровой деятельности детей, способствующей решению основных задач по развитию их речи.

В главе 2 рассматриваются подробно основные задачи развития речи детей 3-4 лет: воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи, развитие образной речи. Одновременно даются примеры игр, помогающие лучшему усвоению необходимого материала. Игра является и методом обучения, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Перечень игр приводится в приложении.

Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников – своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.

Список использованной литературы.



  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997 год.

  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1997 год.

  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. Санкт-Петербург, Каро, 2000.

  4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., Программа воспитания и обучения в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2009.

  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, М. Просвещение, 1989.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология, М., Педагогика 1991.

  7. Давидчук А.Н. Обучение и игра. М. Мозаика-Синтез, 2006.

  8. Конина М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи. Дошкольное воспитание. 2008, №11.

  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Академия, 2000.

  10. Лазарева Л.В. Развитие тонкой моторики у детей с патологией зрения и речи. Успехи современного естествознания. 2009. №6.

  11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение 1985.

  12. Смирнова Е.О. Детская психология. ООО Питер-Пресс, 2009.

  13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1981.

  14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М. Академия. 1999.

  15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. Владос. 2010.

  16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. Просвещение. 1989.

  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Педагогика. 1978.

Приложение

№1

«ГРОМКО - ШЕПОТОМ»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — приле­тела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — ти­хо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быст­ро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.



«КАК ГОВОРИТ ТАНЯ?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу... (жалобная интонация). Как мяукал котенок?

ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: мяу-мяу! (радостная интонация). Тут прибежала собач­ка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяу­кать и лаять».

Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрос­лый, в случае необходимости, помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.









№2

«ПОКАТАЙ»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки : мышка,

мишка.

— Хочешь, чтобы мишка покатал мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси мишку, чтобы он спел, потанцевал. А теперь мышке скажи, чтобы она спряталась, помахала лапкой, покружилась. («Мышка, помаши лапкой!», «Мишка, спой».)

Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т. п.

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка кормит куклу, на другой — моет посуду. Дети не только называют действия (кормит, моет), но и могут рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит, делает зарядку, обедает, моет посуду).

«ЧАЕПИТИЕ»

Цель: образовывать наименование предметов посуды. Воспитатель говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих друзей — мышонка и зайчонка. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех к столу — попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки, сухари, да все перепутал: конфеты положил на блюдце, салфетки в чашку, а сахар и сухари прямо на стол. Мышка сразу заметила, что не все в порядке на столе, да сама точно не знала, куда что надо положить.

— Давайте поможем друзьям! Сахар кладут в сахарницу, конфеты... (в конфетницу), сухари... (в сухарницу), а салфетки... (в салфетницу). Пошли гости руки мыть. Сначала открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (Теплая, прохладная.) Помыли малыши руки, а Мишутка их приглашает: «Садитесь, пожалуйста, за стол, будем чай пить!» Взял Мишутка в руки блюдце, поставил на него чашку, стали малыши пить чай. Когда попили, мышка сказала медвежонку спасибо тоненьким голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Мишутка!» Зайчонок тоже поблагодарил его.



«ОРКЕСТР»

Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Для этой игры понадобятся игрушки, музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.

К детям в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Э. Мошковской «Какие бывают подарки»:

Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит, А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Это наша... (Балалайка.)

В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная, Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.)

— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.)

Барабан? (Барабанит.) Дудочки? (Дудят.)



«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.



Такую игру можно проводить на разные темы, например о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.



«КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а дети называют действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)



«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

После этого предлагается сюжет: собрались в лес — отдыхали — собирали грибы, ягоды; пошли на речку — купались — загорали — весело отдохнули.



«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: — Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми).

Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.







№3



«УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.



«ПРО КОГО Я ГОВОРЮ»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».



«СКАЖИ, КАКОЙ»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».



«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.



«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. Одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).





«КАКАЯ КУКЛА»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.

Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».



«СРАВНИ КУКОЛ»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит:

— У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные. У Тани голубые глаза, у Кати — черные. Таня в платье, Катя в сарафане. У кукол разные волосы, глаза, разная одежда.

Взрослый говорит:

— Куклы захотели поиграть, они взяли... (машинки). Эта машинка... (красная с синим, маленькая). А другая машинка... (большая, зеленая). Что могут делать машинки? (Катать, возить людей, грузы, ехать по дороге.)

— Посмотрите на эту машинку. Она больше, чем красная, но меньше, чем зеленая. Какая она? (Средняя.)



«СРАВНИ МЫШКУ И МИШКУ»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой мишка? {Толстый, толстопятый, косолапый.) А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Мишка любит... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

— Лапы у мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки... (короткий).



«КТО ЛУЧШЕ ПОХВАЛИТ»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь». Ребенок: «А у меня заяц».

— У медведя коричневая шубка.

— А у зайца белая.

— У медведя маленькие, круглые уши.

— А у зайца уши длинные.

«КУКЛЫ РИСУЮТ И ГУЛЯЮТ»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать.

— Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая...

(короткий). Большая кукла нарисовала большой мяч, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький

мяч? (Мячик.)

— Куклы пошли гулять, и вдруг начался сильный дождь. Они

спрятались под деревьями. Большая кукла спряталась под высоким деревом, а маленькая... (под низким). Дождик кончился.

Он немного намочил кукол, им стало холодно. Но вот выглянуло солнышко, куклам стало тепло и даже... (жарко). Пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки.

Сначала куклы открыли кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода

получится? (Теплая, прохладная.) Сели куклы за стол. У них были разные стулья. Как вы думаете, на какой стул села большая

кукла? (На высокий, большой.) А маленькая? (На маленький и низкий.)

Подобные упражнения надо давать в самых разных вариантах, но иногда надо включать уже известные понятия и слова. И если эти знакомые понятия даются в разных ситуациях, дети легче их усваивают. Так, следующий вариант дается в такой ситуации.



«КУКЛА ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

— Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)



«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомните, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?

— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки... (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?

— Сели куклы за стол. А там стоят... тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? (Из тарелки глубокой.) Кашу? (Из тарелки мелкой.)

— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назовите, какие игрушки вы знаете и любите?

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Приведем пример занятия, в котором тесно переплетаются задачи словарной работы, развития связной речи и формирования грамматического строя речи.



«В ГОСТИ К КУКЛЕ ТАНЕ»

Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.

— Дети, давайте поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если правильно назовете слово. Кто первым скажет, тот и становится за мной. Начинаем! Слон большой, а собачка... (маленькая). Летом тепло, а зимой... (холодно). Кресло мягкое, а стул... (жесткий). Я высокая, а Маша... (низкая). Дорога широкая, а тропинка... (узкая). Мама молодая, а дедушка... (старый). Поезд длинный получился. Поехали!

- Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался, весь дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.)

— А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Таня, дети расскажут тебе, почему мы задержались.

Взрослый начинает: «Ехали мы на поезде... И вдруг...» (Дети продолжают.)

— Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)

— Стала Таня с детьми прощаться. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)







№4



РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять их в словообразовании.

Для занятия нужны лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга с картинками.

Воспитатель задает вопросы.

  • Где живет мышка? А лягушка? Зайчик живет под кустом.
    А лиса где живет? (В норе.) Волк в логове. Как называется дом
    медведя? (Медведь живет в берлоге.)

  • Сейчас я расскажу вам сказку, в которой все эти звери
    жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».

Воспитатель в процессе рассказывания показывает книгу с картинками.

  • Вот какая сказка о животных. Запомните, как она называ­
    ется. Назовите тех, кто поселился в домике-теремке. Как про­
    сились в теремок звери? Что они говорили? Вспомните, какие в
    сказке у каждого зверька прозвища: мышка... лягушка... зай­
    чик... .

  • Давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот
    на листке бумаги у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы зве­
    ри могли зайти. Кто пришел первым? Мышка какая? Хвоста­
    тая, потому что у нее длинный хвостик. Лягушка громко квака­
    ет, у нее большой рот, как будто она все время улыбается. Зна­
    чит, она какая? (Веселая.)

Воспитатель показывает, как с помощью схематических ри­сунков обозначить персонажей.

Если дети не устали, воспитатель предлагает поиграть в сказку с помощью игрушек. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.

РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТРИ МЕДВЕДЯ»

После чтения сказки «Три медведя» можно задать вопросы.

  • Что увидела девочка в лесной избушке? (Стол, стулья, кро­вать.)

  • Назовите всех медведей. (Михаил Иваныч, Настасья Пет­ровна, Мишутка.)

  • Какой Михаил Иваныч? Сам он... (большой). Голос... (грубый). Идет-бредет... (топ-топ-топ).

  • Какая Настасья Петровна? Сама она... (поменьше). Голос... (потоньше). Идет-ступает... (топ-топ-топ).

  • Какой Мишутка? Сам... (маленький). Голос... (тоненький, писклявый), не идет, а бежит... (топ-топ-топ-топ).

  • Что сказали медведи о стульях? О своих мисках? Расска­жите, как медведи нашли девочку.

  • Пойдемте за столы, поиграем в эту сказку.
    Моделирование сказки.

— Как начинается сказка? Заблудилась девочка и вдруг... из­бушку увидела.

  • Вернулись домой медведи. Михаил Иваныч — положите большую полоску. Почему? Потом Настасья Петровна — най­дите полоску поменьше. А какая полоска будет Мишуткой?

  • Для следующего задания можно использовать трафареты.

  • Теперь нарисуйте трех медведей с помощью кружков. Кого мы нарисуем? Кто меньше кого? А Мишутку каким покажем кру­жочком? Дорисуйте им ушки и мордочки. Мы рисовали и не за­метили, что у нас еще один гость — мишка из кукольного театра. Он волшебный. Может превращаться в любого из трех медведей.
    Спасибо, мишка, за хорошую сказку.

  • Выходит ребенок, берет мишку, голосом и движениями ими­тирует кого-то из персонажей, остальные дети отгадывают.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОТЕШКАМИ И ЗАГАДКАМИ

  • Цель: продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса, до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки; упражнять в ритмичном и выразительном произношении текста в народной игре «У медведя во бору»; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

  • Для занятия понадобятся куклы, расчески, шапочка для мишки, картинки животных.

  • Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обни­мают, ласково называют. Как ласково называют вас ваши ма­мы? Мамы хотят, чтобы их дети всегда были веселыми, ели, спали, любили умываться, причесываться. Вот наши дочки (воспитатель показывает на кукол, предлагает каждому ребенку взять куклу). Чтобы дочки не плакали, когда мы их умываем, потешим дочек, повеселим потешкой. (Дети за воспитателем повторяют знакомую потешку «Водичка, водичка...», изобра­жая процесс умывания кукол.)

— Умыли мы кукол, теперь причешем. Мамы причесывают дочек и приговаривают. Послушайте, как я буду говорить:

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся, дочка маму слушайся.

— Потешку говорят ласково, нежно.

Воспитатель приглашает детей повторить потешку, причесы­вая кукол.

  • Причесали и потешили потешкой дочек. Не плакали кук­лы? Вот и хорошо. Посадите их отдохнуть.

  • Посмотрите, дети, сколько разных картинок. Я загадаю за­гадки, а вы найдите картинки и покажите. Слушайте загадки внимательно, не спешите отвечать, сначала подумайте, про ко­го я скажу.

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, А хвостик колечком.

Острые ушки,

Н а лапках подушки.

Усы — как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Каждая загадка анализируется, уточняются внешние призна­ки животных, о которых говорится в загадках, даются описания их действий.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «У медведя во бору», обращает их внимание на интонационно выразительное проговаривание текста в игре.







ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЧИТАЛКАМИ

Цель: познакомить детей со значением и содержанием потешки-заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты, мороз-мороз...»; помочь запомнить по­говорку «Береги нос в большой мороз»; объяснить значение считалки — выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.



Для занятия по теме «Зимние забавы» подбирается игрушка зайка.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки по те­мам «Зима», «Зимние забавы», поощряет высказывания детей об их зимних играх.

— Зимой дети на улице все время двигаются, чтобы не за­мерзнуть. Какая погода зимой? (Холодная. Мороз — значит, морозная. Снег — значит, снежная.) Есть такая поговорка: «Бе­реги нос в большой мороз». А то что может случиться? (Дети проговаривают поговорку несколько раз.)

— Холодно на дворе. Надо песенку спеть морозу, чтобы он не морозил людей, чтобы потеплело и дети смогли гулять. Люди всегда пели песни морозу, чтобы он не злился, был добрым.

Ты, мороз-мороз-мороз, не показывай свой нос! Уходи скорей домой, стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем и на улицу пойдем. Сядем в саночки-самокаточки Да с горы-то — ух!.. В снег пушистый — бух!

  • Давайте скажем ласково: «Морозушко! Послушай нашу песенку, мы для тебя ее поем!» (Дети вместе с воспитателем становятся в круг и несколько раз проговаривают потешку-закличку.)

  • Дети, смотрите, зайчик сидит тихонько и мерзнет. Скажем ему поговорку: «Береги нос в большой мороз». Зайке холодно сидеть, пусть с нами поиграет. Для игры надо посчитаться, что­ бы никому не было обидно. Сегодня я посчитаю. На ком остановлюсь, тот и будет ловишкой:

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, начинаешь ты.

Воспитатель помогает детям усвоить правила считалки и ор­ганизует игру с зайцем «Ловишки».