СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игры при подготовке детей к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль игры при подготовке детей к школе»









ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №163 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














ДОКЛАД ВОСПИТАТЕЛЯ


К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ:


«РОЛЬ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»








Подготовила : воспитатель

МБДОУ « Я/с № 163 г. Донецка» Оленева Е.В.




«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении.»

Ж.-Ж.Руссо

(Перед родительским собранием в помещении группы оформляется выставка методической литературы по игровой деятельности дошкольника, подборку детской

литературы по организации сюжетно-ролевых игр).

Воспитатель:

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении.

Игровая деятельность – ведущая для ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребёнка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться писать и читать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнёт писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо- это навык, который практически ничего не даёт для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы.

Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец то от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость.

Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь,

учится строить взаимоотношения с другими людьми.

С помощью игры можно развивать память, мышление, внимание, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В.Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы вы не стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, купается ваш ребёнок.

И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть всё, что необходимо для полноценного развития ребёнка. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровой сюжет. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника.

Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребёнком ситуаций и действий, в значительной степени приближённых к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребёнку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.д.), чтобы её решить, необходимо выполнить определённые действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать).

Многие игры с правилами, например, настольно печатные, требуют от ребёнка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о детской игре и наших детях.
Вся наша жизнь игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
А что означает слово – «играть»?
(Воспитатель предлагает высказаться присутствующих на собрании родителей)
Воспитатель:
(Подводит итоги обсуждения, приводит определение слова«игра»:играть, игровать – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья.  «Толковый словарь русского языка», В.Даль)
- Пожалуйста, придумайте слова, которыми можно назвать играющего ребенка?(Игрун, игруша, игрунок, игрунчик, игрунишка)
- Кто такая «игрица»? (Молодица, девка, которая поёт на игрище, вечеринке)
- Кто такой «игрец»?(Актер, лицедей, шут, потешник, скоморох)
Воспитатель:
Играли всегда и везде. А для чего и почему люди играют?
(Высказывания родителей)
Через игру ребенок познаёт окружающий мир, в игре

удовлетворяются его основные потребности:
- стремление к самостоятельности;
- участие в жизни взрослых;
- потребность в познании окружающего мира;
- активное движение, общение со сверстниками.
Ребёнок хочет действовать как взрослый, и он начинает действовать, как будто бы он взрослый. Выполняя определенную роль, ребёнок осознает свое «Я»…
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребёнок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.

Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, делая её более осмысленной и осознанной.
Игра – самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.
Однако, в последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада, семьи. Она вытесняется учебной деятельностью.
Вопрос родителям:
Как вы думаете, почему?
(Главной заботой родителей и, следовательно, воспитателей детского сада, является готовность детей к школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать…)
Вместе с тем, ранняя загруженность детей в детском саду и в семье учебной деятельностью ведёт к тому, что они всё раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребёнка, превращая

детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившийся играть, останется личностью незрелой.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учёбы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе.
Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.
Вопрос родителям:
Как вы думаете, какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно?

(Высказывания родителей)
Воспитатель:
(Подводя итоги обсуждения)
Необходимые качества ребёнка, ориентированного на обучение:
- в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив - он должен хотеть учиться;
- для успешного обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;
- важно, чтобы ребёнок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;
- необходимым качеством является произвольность деятельности,т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает взрослый;
- творческая активность и инициативность.
Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребёнка.

Тем не менее, многие родители предпочитают отдавать ребёнка

на занятия, которые проводятся по школьному типу и на учебном материале.
Подготовка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению ребёнка чтению, письму и т.д. Все эти умения и навыки легко могут быть сформированы при наличии вышеперечисленных базовых характеристик. Однако при недостаточном развитии этих характеристик ребёнок активно натаскивается в отношении каких-то конкретных умений, что может весьма пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.
Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребёнок не только учится прислушиваться к партнёру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя своё желание общим интересам.
Вопрос родителям:
Как вы думаете, будут ли в школе отличаться дети, пришедшие из дошкольного учреждения и семьи?
(Высказывания родителей)
В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объёме совместного игрового опыта. В результате такой ребёнок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте.
Вопрос родителям:
Стоит ли, на ваш взгляд, считаться со здоровьем ребёнка при определении его в школу?(Высказывания родителей)
Проблема здоровья – актуальнейшая на сегодняшний день проблема. Организация современного учебного процесса ориентирована на ребёнка с хорошим здоровьем – нагрузки в начальной школе велики. Гиподинамия, характерная для учебного процесса, еще более усугубляет эту ситуацию. Особенно плачевно состояние детей, мало игравших в подвижные и спортивные игры, которые способствуют общему физическому развитию, формированию мелкой моторики, общей сенсомоторной координации. В младшем школьном возрасте на это остается реально мало времени.
Результат – сколиозы и прочие нарушения в физическом развитии детей.
Вопрос родителям:
Кто из вас обучает ребёнка письму дома?
(Высказывания родителей)
Прежде чем обучать ребёнка письму, помните, что подлинная подготовка к письму, происходит не в процессе тренингов по книжкам «готовим руку к письму», где дети механически копируют палочки и крючочки, а в результате формирования у ребёнка мотивации к письменному выражению своих мыслей, которую он получает в специфических видах детской деятельности – играх и рисовании, в результате которых появляется потребность в передаче письменного сообщения.
К родителям у нас есть пожелание – научить ребёнка писать своё

имя, чтобы они могли подписывать свои работы по изобразительной деятельности, поделкам.
Развитие ребёнка происходит по присущим ему закономерностям психического развития, а попытка ускорить развитие путём более раннего начала обучения по школьному типу приводит к искажённому развитию детей, ухудшению их психического здоровья, что проявляется в массовой неготовности детей к школьному обучению. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период детства за счёт целенаправленной подготовки детей к обучению в школе в виде проведения с ними занятий, на которых их обучают школьным азам.
Задача детского сада – воспитание и развитие ребёнка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам - это задача начальной школы.
Так давайте же больше и чаще играть с детьми в самые разнообразные игры. Позволяйте себе игровой опыт общения с ребёнком.
Игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребёнка. Давайте играть!

Решение родительского собрания:
1.Продумать в семье организацию игрового пространства для детской игры;
2.Уделять больше внимания игре. Включаться в игры ребёнка;
3.Поощрять сюжетно-ролевые игры ребёнка;
4. Включаться в работу детского сада по игровой деятельности. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!