СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль имён существительных в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль имён существительных в речи»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Роль имён существительных в речи


Предмет русский язык.
Класс 5
Автор УМК Разумовская М.М.
Тема урока Роль имён существительных в речи

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): создать представление о роли существительных в образной речи; находить в тексте и использовать в речи существительные в переносном значении; закрепить знания о метафоре и сравнении; о тексте: теме, главной мысли, микротеме, заголовке.

Универсальные учебные действия:

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск, выделение необходимой информации, преобразование информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.

Мотивация к учебной деятельности


Создание доброжелательной атмосферы, включение учащихся в деятельность

Здравствуйте, ребята!

Рада всех приветствовать на нашем уроке! Надеюсь на интересное сотрудничество сегодня на уроке!

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам

-  О чем пойдет речь на нашем уроке?

Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

Коллективная

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Личностное, самоопределение; учебно- познавательная мотивация; (Л) целеполагание; (Р)


II. Актуализация знаний


Проверка знаний, умений и навыков учащихся об имени существительном

Посмотрите на экран. Перед вами несколько строк из стихотворения А.А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица…


В чем особенность этого стихотворения?

- Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных.

- С какой частью речи согласуется существительные? Обратимся к тексту.

- Существительные согласуются с прилагательными.


С какой целью поэт использует в стихотворении прилагательные?

- Для большей выразительности.

С какими выразительными средствами языка мы знакомы?

- С эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.


Коллективная

-Актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала;

- обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»;

- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог;

- Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение;

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

Учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л) саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы. (Р)

поиск, выделение необходимой информации, преобразование информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.(П)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.(К)


А что такое эпитет?

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Это художественное определение, создает образ.

Найдите эпитеты в тексте и запишите в тетрадь.

- Робкое дыханье, сонный ручей, свет ночной, ночные тени, волшебные изменения…

Одним из изобразительных средств языка является метафора.

А кто помнит определение метафоры?

Метафора – это образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов, скрытое сравнение.

Найдите в тексте метафору









Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Сделаем вывод: для чего служат метафоры и эпитеты в произведениях?

- Они помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.











III. Введение в тему с формулировкой целей урока.

Осознание роли имён существительных в речи.

- откроем учебники стр.266, найдем упр. 749.





- Мы с вами выясняем, что существительные употребляются не только в художественных произведениях, но и в Устном Народном Творчестве.

- Действительно ли существительные занимают такую большую часть всех употребляемых слов?





Коллективная

-организовывает групповую работу учащихся;

-организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности;

- организовывает представление результатов и самооценку деятельности каждого члена группы;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата;

- выполняют задание в группе, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат;

- делятся на группы, распределяют роли;

Личностное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация;(Л).

высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока (Р)

самостоятельное формулирование познавательной цели; смысловое чтение; (П)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К)


IV. Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.


Для начала я буду называть одушевлённые или неодушевлённые существительные. Когда услышите одушевлённое существительное, 2 раза сделайте движение головой вперёд-назад. Когда назову неодушевлённое, 2 раза сделайте движение головой влево - вправо.

Мама, ножницы, учитель,

Солнце, девочка, водитель,

Сумка, ручка, одуванчик,

Друг, собака, рыба, бантик.

Отлично!


Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз

Установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом.(Л)


V. Закрепление темы


- А теперь приступим к упр. 751. ДЕФЕРЕНЦИРОВАНИЕ


Коллективная, парная

Проводит беседу, оценивает знания и умения

Отвечают на вопросы, выполняют практическую работу

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно- познавательная мотивация; (Л) предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути решения проблемы (Р); структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. (П)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К)


VI. Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности

  • Какой была тема урока?

  • Какую проблему мы решали?

  • Как её решили?

  • Чему научились на уроке?

  • Назовите ключевые слова темы.

  • Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

Коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л); определение степени успешности работы (Р);

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)

VIII. Домашнее задание

Организация самостоятельного выполнения задания на тему урока


Индивидуальная

Уточняет понимание задания

Записывают задание в дневник

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); прогнозирование (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); умение слушать и слышать других (К)