Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | Создание доброжелательной атмосферы, включение учащихся в деятельность | Здравствуйте, ребята! Рада всех приветствовать на нашем уроке! Надеюсь на интересное сотрудничество сегодня на уроке! Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам - О чем пойдет речь на нашем уроке? Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). | Коллективная | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Личностное, самоопределение; учебно- познавательная мотивация; (Л) целеполагание; (Р) |
II. Актуализация знаний | Проверка знаний, умений и навыков учащихся об имени существительном | Посмотрите на экран. Перед вами несколько строк из стихотворения А.А. Фета. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица… - В чем особенность этого стихотворения? - Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных. - С какой частью речи согласуется существительные? Обратимся к тексту. - Существительные согласуются с прилагательными. - С какой целью поэт использует в стихотворении прилагательные? - Для большей выразительности. - С какими выразительными средствами языка мы знакомы? - С эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением. | Коллективная | -Актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала; - обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»; - организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог; | - Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение; - выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; - выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал; - высказывают предположения и доказывают свою точку зрения; | Учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л) саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы. (Р) поиск, выделение необходимой информации, преобразование информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.(П) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.(К) |
- А что такое эпитет? - Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Это художественное определение, создает образ. - Найдите эпитеты в тексте и запишите в тетрадь. - Робкое дыханье, сонный ручей, свет ночной, ночные тени, волшебные изменения… Одним из изобразительных средств языка является метафора. А кто помнит определение метафоры? - Метафора – это образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов, скрытое сравнение. - Найдите в тексте метафору | | | | |
Серебро и колыханье Сонного ручья. Сделаем вывод: для чего служат метафоры и эпитеты в произведениях? - Они помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию. | | | | |
III. Введение в тему с формулировкой целей урока. | Осознание роли имён существительных в речи. | - откроем учебники стр.266, найдем упр. 749. - Мы с вами выясняем, что существительные употребляются не только в художественных произведениях, но и в Устном Народном Творчестве. - Действительно ли существительные занимают такую большую часть всех употребляемых слов? | Коллективная | -организовывает групповую работу учащихся; -организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности; - организовывает представление результатов и самооценку деятельности каждого члена группы; | - анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата; - выполняют задание в группе, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат; - делятся на группы, распределяют роли; | Личностное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация;(Л). высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока (Р) самостоятельное формулирование познавательной цели; смысловое чтение; (П) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К) |
IV. Физкультминутка | Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую. | Для начала я буду называть одушевлённые или неодушевлённые существительные. Когда услышите одушевлённое существительное, 2 раза сделайте движение головой вперёд-назад. Когда назову неодушевлённое, 2 раза сделайте движение головой влево - вправо. Мама, ножницы, учитель, Солнце, девочка, водитель, Сумка, ручка, одуванчик, Друг, собака, рыба, бантик. Отлично! | Коллективная | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз | Установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом.(Л) |
V. Закрепление темы | | - А теперь приступим к упр. 751. ДЕФЕРЕНЦИРОВАНИЕ | Коллективная, парная | Проводит беседу, оценивает знания и умения | Отвечают на вопросы, выполняют практическую работу | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно- познавательная мотивация; (Л) предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути решения проблемы (Р); структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. (П) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К) |
VI. Рефлексия | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности | Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Назовите ключевые слова темы. Как вы считаете, мы справились с задачей урока? | Коллективная | Организует рефлексию через подводящий диалог. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы | Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л); определение степени успешности работы (Р); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К) |
VIII. Домашнее задание | Организация самостоятельного выполнения задания на тему урока | | Индивидуальная | Уточняет понимание задания | Записывают задание в дневник | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); прогнозирование (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); умение слушать и слышать других (К) |