РОЛЬ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
Подростки, поступающие в СУВУ, зачастую испытывают психоэмоциональное напряжение, они тревожны, боязливы, у многих отмечаются низкая заинтересованность к окружающему миру, трудности межличностного общения, недостаточная сформированность волевой сферы, механизмов самоконтроля, процессов саморегуляции. Воспитанникам трудно самостоятельно справиться со своим эмоциональным состоянием и поведением, так как нет достаточных ресурсов (внешних и внутренних). Зачастую они не способны делать самостоятельный выбор, не могут предположить последствия своих поступков и не готовы брать на себя ответственность за свое поведение, то есть характеризуются низкой социальной компетентностью. Для полноценного и гармоничного развития личности, необходимо помочь им в осознании поведенческих реакций. В связи с этим, появляется необходимость подготовки обучающихся к будущей самостоятельной жизни, формирование личности, умеющей эффективно адаптироваться к регулярным социально-экономическим изменениям и обладающей устойчивостью к воздействию негативных социальных факторов. Именно социальная компетентность подростков обуславливает достижение успеха в их взрослой жизни.
В современной педагогике метод кейсов является признанным эффективным методом для формирования компетенций человека. Через решение практических ситуаций, которые могут быть реальными или искусственными, человек приобретает навыки действий в подобных случаях и может в дальнейшем моделировать свое поведение при столкновении с подобными ситуациями.
Кейс-технология – это обучение действием. Технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение периода реабилитации такой подход применяется многократно, то у подростков выработается устойчивый навык решения практических задач.
Существуют различные классификации типов кейсов.
– По степени источников информации:
Практические кейсы
Кейс должен быть максимально приближен к реальной жизни, что обеспечивает значимость процесса работы для ученика и актуальность приобретаемых компетенций. Задание в кейсе должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения.
Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Виды кейсов по способу представления материала:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Кейс-метод опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1) индивидуальный подход к каждому учащемуся, учёт его потребностей и стиля обучения;
2) максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора задач и способа их выполнения);
3) обеспечение учащихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски и т.д.);
4) незагруженность учащихся большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
5) возможность активного сотрудничества учителя и учащихся;
6) формирование у учащихся навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
7) акцентирование внимания на развитии сильных сторон учащихся.
Каковы характеристики «хорошего кейса»?
1. Хороший кейс рассказывает.
2. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.
3. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.
4. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.
5. Хороший кейс включает цитаты из источников.
6. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.
7. Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.
Организация работы с кейсом
1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
2. Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.
3. Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.
Общий порядок работы с кейсами состоит из нескольких обязательных этапов.
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — определение всех факторов, влияющих на эту проблему; выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
IV этап — распределение функций участников кейса, определение социальных ролей, интересов и навыков;
V этап (решение кейса) — выбор одного или нескольких вариантов последовательности действий;
VI этап – презентация решения кейса, рефлексия.
Есть три возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
3. Учитель может ничего не делать (оставаться молчаливым), пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».
При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать «активную» или «пассивную» роль. Иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля «обсуждения других». «Разбирая «кейс» в классе, можно рассказать, какое решение считается правильным, а потом просить учеников найти в точке зрения учителя слабую сторону. Это помогает им выработать собственный взгляд на проблему», – говорит Питер Экман.
Сильной стороной кейса является обстоятельная статистика, подтверждающая актуальность существующей проблемы, поэтому, чем больше вариантов решения проблемы будет содержать кейс, тем полезнее он будет для учащихся. Часто кейс называют «правилом четырех «П»: причина проблемы, проблема, план решения проблемы, преимущества плана. Знакомство с кейсами может происходить на уроке или заранее.
Использование кейс-технологии предполагает, что педагог как модератор создает условия для формирования социальных мотивов и расширения познавательных интересов, обеспечивает возможность для их самообразования в процессе практического применения полученных знаний.
Ценность использования кейс-технологии состоит в том, что обучающиеся учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Обучающие получают важный для их становления жизненный опыт позитивного взаимодействия, обоснования и реализации собственной жизненной позиции.