Тема урока: «Художественная деталь. Роль художественной детали в произведениях донской литературы». 7класс.
Цель урока; помочь учащимся осознать себя частью «малой родины, воспринимать искусство донских авторов как важнейшую часть жизни народа.
Задачи урока:
1. Образовательные:
расширить знания учащихся о художественной детали;
научить находить художественные детали в произведениях словесности, объяснять их значение, определять вид, способы выражения, роль в тексте.
2. Развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения художественного текста, самостоятельной работы на уроке, умение строить текст с использованием художественных деталей.
Задачи для учащихся.
Знать понятие: художественная деталь, роль художественной детали.
Уметь находить художественные детали в литературных текстах, объяснять их значение, строить текст с использованием художественных деталей.
Методы, использованные на уроке:
проблемно- поисковый;
наглядный;
метод сотрудничества;
метод проекта;
исследовательский метод.
Форма урока: индивидуально-групповая.
Компетенции на уроке распределены следующим образом:
Лингвистическая: работа с толковым словарем.
Коммуникативная: общение в группе, диалог, общение между группами.
3. Культура речи: составление текста с использованием художественных деталей к репродукции с картины донского художника Ивана Ивановича
Крылова; написание сочинения-миниатюры с использованием
художественных деталей: описание интерьера учебного кабинета или описание портрета подруги (друга).
Работа по теории литературы: определение роли художественной летали в тексте, виды художественных деталей, способы выражения, виды художественных деталей (в зависимости от объекта изображения).
Подготовка к уроку:
- индивидуальные задания:
Краткое сообщение о художнике И.И. Крылове.
Прочитать рассказ «Хамелеон».
Сообщение дополнительной информации о художественных деталях.
Создание презентаций.
Оборудование:
1. Учебник Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к
словесности. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа, 2000 г.
Произведения донских писателей.
Карточки для групповой работы.
Толковый словарь Ожегова.
Репродукция картины донского художника И. Крылова «Степь ковыльная».
План урока.
Организационный момент.
Инсценировка фрагмента произведения. (А.П. Чехов «Хамелеон»).
3. Работа по учебнику Р.И. Альбетковой «Русская словесность» § 86.
§ 87. Составление таблицы.
4.Сообщения дополнительной информации по теме.
Составление дополнительных граф в таблице.
5. Коллективная работа по фрагменту текста (А.П. Чехов «Волк»).
6.Групповая работа с эпизодами произведений А.П. Чехова
(«Пересолил», «Ванька»), М.А. Шолохова («Тихий Дон»), легенда
«Быль о ковыле».
7. Самостоятельная работа по картине донского художника
И.И. Крылова «Степь ковыльная».(Творческая группа+
коллективная работа).
8. Самостоятельная работа (по вариантам или по желанию учащихся):
- описание интерьера, описание портрета друга (подруги).
9. Домашнее задание.
Итог урока.
Оценивание учащихся.
1 этап урока. Актуализация знаний учащихся.
Урок начинается с вопроса, который не вызвал затруднений у учащихся:
- какие художественные способы изобразительности, важные для понимания текста, вы знаете? (Учащиеся перечисляют: портрет, интерьер, сюжет, композиция, монолог, диалог, деталь).
Учитель ставит цель:
Просмотрите инсценировку фрагмента художественного текста.
Кто автор текста?
Определите название, назовите имена героев.
Откройте учебник литературы (стр. 76), прочитайте фрагмент, найдите ключевые слова, которые подчеркивают состояние Очумелова, Хрюкина, Елдырина.
- Какие средства художественной изобразительноети использовал автор? (Диалог, детали). (Дети определяют, что автор в ряде художественных деталей подчеркивает тревогу Очумелова, в котором объединились черты наглого человека. Пальто - значимая художественная деталь, выражающая тревогу персонажа; палец Хрюкипа, поднятый вверх, опущенный вниз, выражает одобрение и неодобрение начальства по отношению к поступку Хрюкина и т.д.)
Итак, что мы знаем о художественной детали как средстве изобразительности?
После ответов учащихся - объявление целей и задач урока.
11 и 111 этапы урока.
Составление таблицы - схемы - характеристики роли, видов, способов выражений художественных деталей. Для работы по составлению таблицы используются теоретические сведения § 86, 87 учебника Р.И. Альбетковой. Русская словесность 7 кл. Дополнительный материал, найденный и отработанный учеником под руководством учителя (Горшков Л.И. «Русская словесность», Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах. (Теория, История. Словарь.) Айрис Пресс. Москва 2000 г.; Маркин Г.С, Зыбина Т.М. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Москва «Русское слово» 2002 г.).
Проблемный вопрос: - Что необходимо знать, чтобы определить вид детали?
Повторяются типы речи - повествование, описание - способы выражения.
Описание | Повествование |
Изображение предмета. существительное прилагательное глагол сообщает о свойстве предмета, а не о том, что определяет. | Что делает предмет? глаголы (прошедшего времени). |
1 таблица
Составление таблицы.
| Средства выражения | Тип речи | Роль детали | Вид детали | Объект изображения |
| 1.Детали-предметы (существ.) | 1.Повествование (гл.прош.вр.) называет действие. | 1.Подчерки-вает развитие сюжета. | 1.Повествова-тельная. | 1.Обстановка. |
| 2.Детали-признаки (прилаг., причастие) | 2.Описание (гл., сущ.,прил.) сообщает о свойстве предмета. | 2.Помогает понять характер героя. | 2.Описатель- ная. | 2.Внешность. |
| 3.Детали-действия (глаг.). | | | | 3.Пейзаж. |
| | | | | 4.Портрет. |
| | | | | 5.Интерьер. |
2 таблица. Художественные детали
( в зависимости от объекта изображения)
Необходимая | | Необязательная, избыточная (в ущерб целому). |
| | |
В эстетическом плане | | В смысловом |
3 таблица.
Художественные детали.
Внешние | | Психологические |
| | |
цветовые | | Подробности, символы |
Закрепление нового материала.
Учитель:
Признанным мастером детали был наш земляк - Антон Павлович Чехов. Он стремился уйти от однообразного прямого непосредственного описания событий, явлений, предметов, характеров и разрабатывает приемы выражения их сути через типичные впечатляющие детали. Замечательная деталь была найдена в рассказе Чехова «Волк».
Коллективная работа по фрагменту рассказа А.П. Чехова «Волк».
На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. От реки веяло тихим, непробудным сном. На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два колеса мельницы, наполовину спрятанные в тени широкой ивы, глядели сердито, уныло.
Задание.
Учащиеся выразительно читают текст и, используя таблицу, определяют вид художественной детали, роль, средства выражения, тип речи, объект изображения.
Групповая работа с фрагментами произведений А.П. Чехова («Ванька», «Злоумышленник»), М.А. Шолохова «Тихий Дон»; легендой «Быль о ковыле».
Цель: показать, что деталь играет немаловажную роль в текстах различных жанров, произведениям писателей придает стилевое своеобразие, что виды деталей (по объекту изображения) помогают воссоздать обстановку, внешность, пейзаж.
Задание № 1 ( группа 1). Быль о ковыле.
«Почему-то ковыль не очень любят в народе… снегом, метелью зимой степь укроется, а ковыль, хотя бы что, такой же кудрявый вьюге кланяется».
1.Прочитайте выразительно текст. Определите жанр.
2.Найдите художественные детали.
3.Определите вид деталей по объекту изображения, способу выражения.
4. Какую роль выполняют художественные детали?
Задание № 2 (П группа).
«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос».
1.Прочитайте выразительно отрывок. Назовите автора, название, жанр произведения, имя героя.
2.Найдите художественные детали. Какую роль они выполняют? Назовите вид деталей по объекту изображения.
3.Что подчеркивает автор в образе героя, используя эти детали?
4.Выражено или нет в этом тексте отношение автора к мужику?
5.Соответствует ли иллюстрация художника В. Пономарева данному
эпизоду?
Задание № 3 (группа Ш).
«А вчерась мне была выволочка… нету никакой моей возможности… кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бота молить, увези меня отсюда, а то помру...»
1.Прочитайте выразительно текст. Назовите автора, название, жанр произведения, имя персонажа.

Найдите художественные детали. Назовите детали по способу выражения. Какую роль они выполняют? Что подчеркивает автор в тексте, используя эти детали?
Задание № 4 (группа IV).
«Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром... Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны…» (М.А. Шолохов «Тихий Дон).
1.Прочитайте выразительно отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
2.Найдите художественные детали. Определите вид деталей но объекту изображения, способу выражения?
3.Какую роль выполняют художественные детали в данном тексте?
Группы имеют одинаковые задания, но отличаются содержанием: в 1-ой описание природы - пейзаж, во2-ой - описание внешности, в 3-ей- письмо-повествование, в 4-ой - легенда о ковыле.
Учащиеся должны выяснить вид деталей, роль, способ выражения, виды (по объекту выражения). Записать детали, сделать выводы.
Группы выбрали задания. Во время выступления одной группы остальные дополняют, высказывают свое мнение. (Учащиеся работают во всех группах с толковым словарем, объясняют лексическое значение слов. У кого возникает желание - отражают свои впечатления в рисунках. Учитель корректирует работу уч-ся, выполнение заданий, задает дополнительные вопросы в ходе выступлений).
Вывод:
Художественные детали помогают писателю отразить в произведении свое понимание, свое видение, придает его стилю своеобразие. Деталь характерна для разных жанров литературы, детали многозначны, располагаются в любой части текста, при характеристике обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера. Деталь важна не только в литературе, но и в живописи.
Работа с репродукцией к картине И.И. Крылова «Степь ковыльная».
Сначала сообщаем о художнике. И.И. Крылов - наш земляк, уроженец станицы Елизаветинской (1861-1936), известный художник; жил в Новочеркасске. Лучшие работы посвящены воспеванию донской земли. На всемирной выставке в Париже в 1913 г. «Степь ковыльная» получила золотую медаль, награждалась премиями в Берлине, Брюсселе.
Задание:
Рассмотреть картину донского художника.
Составьте текст описание, используя художественные детали.
3.Постарайтесь отметить как можно больше деталей и вместе с тем не потерять главного своего впечатления от увиденного.
4.Какую роль играет художественная деталь в вашем тексте?
5.Можно сравнить описание природы (Шолохов «Тихий Дон»; задание 3-ей группы) с репродукцией картины. (Картину можно описать устно).
6.Можно дать заранее задание творческой группе с последующим
выступлением, а учащиеся дополняют на уроке.
Вывод. Художественную деталь важно не только видеть в тексте, но и использовать в собственных высказываниях. Это придает речи образность и выразительность.
.Задание на выбор:
1 вариант. Опишите интерьер кабинета, его учебной значимости.
11вариант. Используя художественные детали, опишите портрет своего друга (подруги). Постарайтесь заметить такие его (ее) черты, которые отличают от других людей. .
Рефлексия.
- Что нового вы узнали о художественной детали?
Объявление и комментирование отметок.
Домашнее задание (дифференцированное).1)§86,§87упр.18.