Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников.
Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения, так как школа стала иметь дело с различными группами субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность ее деятельности, престиж, конкурентоспособность.
С точки зрения Коджаспировой Г.М., понятие “качество обучения” определяется как «определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями». Несмотря на изученность различных аспектов проблемы повышения качества образования, она на сегодняшний день остается открытой как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Сохраняется противоречие между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной разработанностью условий
Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конф¬ликтов с педагогами и сверстниками.
I. Создание атмосферы эмоционального комфорта
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:
“Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.
“Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
“Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
“Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
“Что потопали, то и полопали” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
“Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.
“Что делать, если я не хочу” Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
“Радость новых открытий” Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.
“Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
“Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
“Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?
“Что есть, чтобы отдать?” Если ребёнок видит перед собой творческую личность педагога с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.
. Контроль за учёбой учащихся
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?
Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
дети не чувствуют свою значимость;
с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.
Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации
Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:
графики;
диаграммы;
таблицы;
цветовые табло;
знаки поощрения для победителей рейтинга.
Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.
Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д. Целесообразно для определения рейтинга выбирать те предметы, которые являются наиболее значимыми для конкретного учебного заведения. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов.
Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.
Будучи классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.
Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:
понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;
хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;
наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;
уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;
если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполняемость учебной среды, самооценку учащегося.
Заключение
Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения — создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.
При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:
активность учащихся;
“слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
“сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
умение взять ответственность на себя,
умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,
стремление аргументировать свои решения;
более легкое и прочное усвоение программного материала;
доброжелательное отношение друг к другу;
тщательность и добросовестность в выполнении работы;
умение работать с разными источниками информации;
умение организовать не только свою работу, но и работу других. Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников.