СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми» выступление на заседании классных руководителей

Просмотр содержимого документа
««Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»»

«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»

Выступление на заседании классных руководителей

Классный руководитель 4 класса Власенко О.В

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно. Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще используется не термин «одаренность» а другой – «гений» (то лат. – genius – дух). Изначально, еще в античной культуре «гений» – нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком. Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин  «талант» (от греческого – “talanton”). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью – высшую степень проявления таланта. Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

  В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в отдельную линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сплошной итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.

Признание возможности существования возможности самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды  и воспитания, но и какими-то иными, практически неподвластными нам факторами. Естественно, что один из важнейших вопросов, волновавших ученых на протяжении многих столетий, - вопрос о происхождении этого дара.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Детская одаренность. Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.  Одаренными чаще всего называют: детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”); детей с высоким уровнем творческих способностей;  детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники) – их чаще всего называют талантливыми; детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).                                                      

Ребёнок растёт, раскрывается как личность. Как он растёт, что сокрыто внутри него? И что нужно сделать, чтобы это сокрытое стало явным? Поиск ответов на эти вопросы помогает выстраивать работу классного руководителя в направлении раскрытия в ребёнке его творческого существа. Творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого в программу усвоения. Путь человека похож на путь цветка. Его движения не надо направлять. В естественных условиях он сам будет расти таким, каким ему предначертано. Нам остаётся лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика.

В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность. Классный руководитель для одаренного ребенка:

– является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;

– верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

– считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

– стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Развитие креативных качеств детей необходимо осуществлять в следующих направлениях: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродетелей, но учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми , в глазах учеников  и родителей  превращается в образец  образцов. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в том числе представления о самом себе, других людях , а так же о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующие оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Этому благоприятствуют такие черты учителя: представления о других; окружающие способны самостоятельно  решать свои проблемы; они дружелюбны; имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства , которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее «+» эмоций, чем «-».

Этапы организации работы классного руководителя

1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для успешной работы с одаренными детьми в ОУ должна быть создана системы диагностики одаренности учащихся. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание).

2. Привлечение к деятельности классного руководителя социально-психологической службы.

Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, в процессе которой у каждого учащегося выявляется: отношение к себе, другу, учителю, родителям; вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.); темперамент и восприятие; стимулы для мотивации; коммуникативность; мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.). Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ продукции. Социальный педагог через беседы и их анализ также рекомендует классному руководителю, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.

3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.

Одна из задач любого ОУ – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей и интересов ученика. Исходя из школьных локальных актов (Устав, Концепция воспитательной системы и др.) классные руководители строят свою работу в классе, используя определённые методы и формы.

Формы и методы работы с одаренными детьми.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, объединения дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, исследовательская работа учащихся.

Классный руководитель должен побуждает ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с обучающимися по принципу «в каждом есть потенциал».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!