СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль классного руководителя в современной школе

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в современной школе»

Роль классного руководителя в современной школе

 
 Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Воспитание — это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, рефлексируя процесс этой деятельности.Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
Классный руководитель — педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися. Цель его деятельности — содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.
Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к ученикам. Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе.
Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) — учитель-предметник (реже — другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса. Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива.Он также создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Контроль над деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:
1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;
2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя — это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.
Функции и содержание работы классного руководителя:
1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:
— изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
— изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
— анализ и оценка уровня воспитанности;
— изучение и анализ становления и формирования коллектива класса.
2. Прогностическая:
— предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
— прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
— прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
— предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
3. Организационно-координирующая:
—помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
—помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
—организация взаимодействия с семьями учащихся;
—помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами;
—стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;
—координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников различного профиля;
—участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
4. Коммуникативная:
— помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;
— построение оптимальных взаимоотношений: «учитель — ученик», «учитель — родители», «родители — ученик» и т.д.;
— помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.
Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе — вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом.
Воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю — освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».
Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

  • учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников;

  • определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса;

  • детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе;

  • разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей;

  • определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе;

  • организовать дифференциацию обучения;

  • воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда;

  • разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей;

  • своевременно информировать родителей об успеваемости их детей;

  • проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.




Упражнения

  1. Постарайтесь мысленно перечислить для себя главные аспекты изученного материала по теме «Роль классного руководителя в современной школе».

  2. Запишите основные понятия данной темы.

Задания

  1. Обсудите в группах важность изученной темы. Обсуждение может любой продолжительности.

  2. Результаты запишите кратко в электронную тетрадь.

Тесты
 

1. Кто осуществляет непосредственный контроль над деятельностью классного руководителя?

A. Директор учебного заведения;

B. Заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе;

C. Старший учитель;

D. Родители детей.

2. Что из нижеперечисленного не входит в функции классного руководителя?

A. Аналитическая функция;

B. Прогнозирующая функция;

C. Организационно-координирующая функция;

D. Контролирующая функция.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!