СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль местного самоуправления в жизни общества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о роли местного самоуправления в жизни общества,

Просмотр содержимого документа
«Роль местного самоуправления в жизни общества»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степновская средняя школа»

Николаевского муниципального района Волгоградской области


Региональная

научно-практическая конференция

для обучающихся 4-11 классов

«Планета права»

Секция:

«Актуальные проблемы конституционного права»









Роль местного самоуправления в жизни общества



Выполнила:

Акберова Руфина Романовна,

ученица 8 класса

Руководитель: Панина И.Г.,

учитель истории и обществознания








Николаевск, 2019 год



Оглавление


Введение……………………………………………………….………….….3

Глава 1.  Местное самоуправление как основа конституционного строя....4

Глава 2.Развитие местного самоуправления пос. Степновский ….….….6

Глава 3. Территориальное общественное самоуправление….….….……..7

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………17


















Введение

В Конституции Российской Федерации говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы самоуправления». В политическом развитии современной России немаловажную роль играет местное самоуправление. Словосочетание «местное самоуправление» означает организацию власти на местах, т.е. в городских и сельских поселениях. Меня заинтересовало, как и кто осуществляет управление жизнью нашего села, какую основу имеет местное самоуправление и какое влияние оно оказывает на жизнь села.

Тема данной работы актуальна, так как о роли местного самоуправления в жизни общества, эффективности его работы спорят и говорят в настоящее время все, кого интересуют вопросы деятельности местных органов власти. Основной задачей нашего государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Значит, необходимо создать такую систему власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.

Избранная тема касается проблемы деятельности местного самоуправления по обеспечению определенного уровня жизни населения в конкретном муниципальном образовании и созданию условий для реализации гарантированных государством прав и свобод.

Объект исследования: органы местного самоуправления поселка Степновский Николаевского района Волгоградской области.

Предмет исследования: эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Цель исследовательской работы: изучить структуру местного самоуправления и проанализировать эффективность деятельности его органов.

Для достижения указанной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с историей возникновения органов местного самоуправления пос. Степновский;

  • изучить структуру местного самоуправления;

  • выявить роль местного самоуправления в развитии села.

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

  • анализ нормативно-правовых документов;

  • сбор информации с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Глава 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь на положениях Европейской Хартии, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В гл. 2 Конституции РФ не содержится прямого установления таких прав. Хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, данное право является конституционным по смыслу ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130—133 и реализуется гражданами путем референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.

Право на осуществление местного самоуправления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных прав. Коллективные права можно определить как права, обладателями которых является местное сообщество (население), осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. Территориальная привязка коллективных прав позволяет говорить о сообществе жителей, наделенных правами: а) принимать решения самостоятельно; б) участвовать в принятии решений; в) осуществлять самоуправленческую деятельность через избираемых представителей.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением.


Глава 2. Развитие местного самоуправления пос. Степновский

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.

 Встретившись с главой Администрации сельсовета, я узнала, что впервые Степновский сельский Совет рабочих, крестьянских депутатов был образован в период с 1932 по 1935 годы (точная дата не установлена).

Сегодня он наделён статусом сельского поселения. Администрация Степновского сельского поселения осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным законом №131 «Об общих принципах, организации местного самоуправления РФ», уставом Степновского сельского поселения и регламентом работы администрации сельского поселения.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 9 октября 2006 года состоялись выборы в представительный орган и выборы главы сельского поселения, избрано 10 (десять) депутатов.

Депутаты, согласно федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации приняли Решение «О наименовании органов местного самоуправления»:

  • Совет депутатов Степновского сельского поселения;

  • глава Степновского сельского поселения;

  • администрация Степновского сельского поселения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Существуют разные формы участия населения в местном самоуправлении. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, опрос и т.д.

           Много   проблемных вопросов, касающихся перспектив развития села: от самых традиционных (оказание медицинской помощи, проведение социальной работы на селе, развитие транспортной инфраструктуры) до относительно новых (активное использование телекоммуникаций, процесс самоидентификации сельских поселений, создание механизмов развития предпринимательства) решаются местным самоуправлением.

Большую помощь в развитии поселка сыграло ТОСовское движение.

Глава 3. Территориальное общественное самоуправление.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).

ТОС: что это такое? Формы гражданской самоорганизации по месту жительства именуются территориально-общественным самоуправлением (ТОС). Подобные организации нужны для прямого участия населения в реализации местного управления на разных уровнях: муниципальном, районном, домовом и т. д. ТОС создается в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проводятся специальные конференции и собрания, на которых решаются вопросы разной степени важности. Входить в ТОС могут граждане, достигшие 16 лет, а также имеющие возможность избираться в состав ТОСа или избирать кого-то другого. Создается своеобразное социальное партнерство населения и власти, при котором отсутствует посредник, как это возможно при работе с ЖЭКом и ЖКХ. По сути, граждане самостоятельно организуют свое жилище, двор и придворовую территорию.

В 2006 году сформировано территориальное общественное самоуправление на территории послка Степновский:

ТОС «Степновский - Северный»;

ТОС «Степновский - Южный»;

ТОС « Рулевой».

ТОС создан с целью: привлечение жителей к решению вопросов жизнедеятельности, реализации прав жителей территории населённого пункта на различные формы осуществления местного самоуправления.

Образование ТОС - это новая струя жизни нашего общества. Программно-целевая деятельность ТОСов нацелена на:

- социальное партнерство со всеми звеньями поселения

-патриотическое воспитание и работа с молодежью

-санитарное состояние, благоустройство территории,

-сфера здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты населения

-сфера образования и физкультурно - оздоровительная работа

-сфера культуры

-состояние охраны общественного порядка

-комплексное обслуживание личных подсобных хозяйств.

Администрация Степновского сельского поселения совместно с ТОСами поселения добились плодотворных результатов по благоустройству территории поселения. Жители поселка не остались равнодушными к призыву Совета ТОС навести порядок на всей территории поселка.  Большая часть трудоспособного населения поселка участвовала в акции «Волгоградская область – чистая область». Благоустроили фруктовый сад, посаженный в 60-х годы, обустроили парк  отдыха, в границах которого расположен памятник «Погибшим воинам – землякам». На  памятнике Воинам - землякам установлены мемориальные плиты, с именами земляков  погибших и умерших участников  войны. 

Учащиеся Степновской школы, общественные рабочие следят за чистотой и порядком памятника, на территории памятника обустроили клумбы. ТОС взял на себя почетную обязанность – шефствовать над памятником «Погибшим воинам – землякам» и  участниками Великой Отечественной войны.

ТОСы Степновского сельского поселения приняли участие в трех областных конкурсах «Лучшее общественное самоуправление».  Администрацией Степновского сельского поселения в 2009 году  среди  ТОСов поселения проводился конкурс. Победителем оказался ТОС «Степновский-Северный».

В 2010 году ТОС «Степновский – Северный» стал победителем  Волгоградского областного смотра конкурса за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовое территориальное общественное самоуправление» «Лидер ТОС года».

Работа ТОСов и Администрации Степновского сельского поселения проходит в тесном сотрудничестве.

Сегодня мы живём в 21 веке. Это век информационных технологий, новых научных открытий и прогресса в целом. Но несмотря на эти достижения, в отдельных уголках нашей Родины, в глубинках лежат сёла и хутора, куда не в полном объёме доходят блага цивилизации. И вот эту проблему и решает местное самоуправление. Всё зависит от его активности, творчества, настойчивости, от умения работать с людьми и высшими эшелонами власти.

По сути, местное самоуправление должно выступать формой самоорганизации населения в рамках конкретной территории. Это требует осознания жителями и муниципальными служащими того, что органы местного самоуправления являются не представителями государственной власти, а представителями местного общества, а так же создания заинтересованности и инициативности сельчан путем мотивации и стимулирования.

Роль местного самоуправления в развитии села выражается, главным образом, в увеличении возможностей для населения свободно определяться с собственным саморазвитием. Замечу, что такое развитие во многом зависит от взаимодействия органов местного самоуправления и населения. С одной стороны, органы самоуправления представляют собой основу для устойчивого развития региона и страны, а с другой – основу развития человеческого потенциала.

Заключение

Право на осуществление местного самоуправления может быть реализовано в различных формах, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления. На основании моего исследования я сделала следующие выводы:

1. При осуществлении самоуправления разделение на управляющих и управляемых исчезает, т. е. люди управляют общественными делами села собственными силами.

2. Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения.

3. Населению, проживающему на территории местных самоуправлений, нужно начинать осознавать важность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от них самих.

4. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации соединения в единое целое интересов государства, общества и личности.

5. Местная власть оказывает помощь конкретным людям по конкретным проблемам.

Местное самоуправление – неотъемлемая часть гражданского общества и представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа и составляющую одну из основ конституционного строя демократического государства. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем. Как писал А.Солженицын: «Повседневная реальная жизнь людей зависит на четыре пятых или больше не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе».



Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»;

  3. Еремин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2003

  4. Максимов В. А. Права граждан на осуществление местного самоуправления // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005

Источники:

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

  2. https://rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html

  3. https://bigenc.ru/law/text/2206966





Приложение 1

К коллективным правам относят:

1) право населения на самоорганизацию и на признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образований (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ);

2) право на самостоятельное осуществление населением власти через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, ст. 3, 35—39 Федерального закона № 131-ФЗ);

3) право на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ);

4) право на проведение местного референдума как формы непосредственного осуществления местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);

5) право на муниципальные выборы, включая выборы депутатов, членов иных выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);

6) право на осуществление правотворческой инициативы (ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ);

7) право населения принимать решения по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ);

8) право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ);

9) право на финансовую самостоятельность, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 52, 53, 55 Федерального закона № 131-ФЗ);

10) право на установление местных налогов и сборов (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 2 ч. 1 ст. 55, ст. 57 Федерального закона № 131-ФЗ);

11) право на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 8 ч. 1 ст. 15, п. 9

ч. 1 ст. 16, п. 6 ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ);

12) право решения вопросов установления и изменения границ муниципального образования (ч.2 ст. 131 Конституции РФ,

ч. 2 ст. 10, ст. 11, 12 Федерального закона № 131-ФЗ);

13) право на разработку и принятие устава муниципального образования (п. 1 ч. 1 ст. 17, п. 1 ч. 3 ст. 28, п. 1 ч. 10 ст. 35, п. 1 ч. 1,

ч. 2 ст. 43, ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ);

14) право на судебную и иные формы государственной защиты местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ, ч. 3 и 4 ст. 3, ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 44, ч. 3 ст. 73, ч. 3 ст. 74, ч. 6 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ);

15) право на коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ).

Очевидно, что данный перечень коллективных прав местного сообщества на самоуправление не является исчерпывающим.

К индивидуальным правам относятся

1) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);

2) право граждан быть инициаторами местного референдума, участвовать в его проведении (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);

3) право на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ);

4) право граждан на равный доступ к муниципальной службе (ч. 2 ст. 3, ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ);

5) право на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);

6) право на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);

7) право на объединение по месту жительства, включая создание органов территориального общественного самоуправления, инициативное участие в их деятельности (ст. 30 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ);

8) право членов местного сообщества на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих индивидуальные или коллективные права местного самоуправления (ст. 46 Конституции РФ, ч. 9 ст. 22, ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ).

Вместе с тем перечень муниципальных прав граждан можно было бы существенно расширить за счет конкретизированных на уровне уставов муниципальных образований положений о возможностях использования гражданами представительных и непосредственных форм их участия в осуществлении местного самоуправления, например таких, как:

— право досрочного отзыва населением выборных должностных лиц, депутатов представительного органа местного самоуправления;

— право на выражение недоверия органу местного самоуправления;

— право на осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в установленных законодательством и уставом муниципального образования формах;

— право каждого члена местного сообщества на участие в работе выборных органов городского самоуправления, включая возможность присутствия на заседаниях представительного органа и его комиссий в порядке, установленном уставом муниципального образования;

— право каждого члена местного сообщества на непосредственное участие в обсуждении с использованием муниципальных средств массовой информации вопросов местного значения.

Можно выделить ряд форм непосредственной реализации как отдельными гражданами, так и группами граждан, населением права на осуществление местного самоуправления, например: местный референдум; опрос граждан, плебисцит; местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права); наказы избирателей; отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; собрания, сходы, конференции граждан; территориальное общественное самоуправление; массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и др.); обращение в органы местного самоуправления; правотворческая инициатива; публичные слушания; деятельность в представительных органах местного самоуправления; осуществление муниципальной службы; иные формы.