Роль музыкального воспитания в системе дополнительного образования.
Современное музыкальное образование представляет собой взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности. Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка, особенно в рамках системы дополнительного образования. Оно способствует формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей. Цели деятельности детских школ искусств, детских музыкальных школ, Центров творчества, Домов культуры и других учреждений дополнительного образования как организационных структур системы дополнительного образования в Российской Федерации направлены на индивидуализацию развития личности в сфере досуга, на обучение детей с ранних лет искусству в различных его видах и жанрах, где самое значимое место занимает музыкальное искусство. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты влияния музыкального воспитания на развитие детей и подростков, а также обсудим значение музыки в контексте современного образовательного процесса.
Музыка всегда занимала особое место в жизни человека. С древних времен она использовалась для передачи культурных традиций, выражения эмоций и укрепления социальных связей. В образовательной сфере музыка стала важной частью учебного процесса еще в античные времена. Например, в Древней Греции музыка считалась одним из ключевых элементов гармоничного развития личности наряду с философией и физкультурой.
В России музыкальное образование получило широкое распространение в XIX веке благодаря деятельности таких выдающихся композиторов, как Михаил Глинка, Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков. Они не только создавали великие произведения искусства, но и активно участвовали в формировании системы музыкального образования. В России теория и методика начального периода музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с конца XX века. В первой половине XIX века и в течение XX столетия российская теория дошкольного музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли. В последние годы преобразования, происходящие в российском обществе, затронули и систему дополнительного образования, где стали появляться школы раннего развития детей.
Сегодня музыкальное воспитание рассматривается как важный элемент всестороннего развития ребенка. Оно помогает развивать слух, чувство ритма, память и воображение. Занятия музыкой способствуют улучшению концентрации внимания и дисциплины, что положительно сказывается на успеваемости учащихся в других предметах.
Современные методики музыкального воспитания включают разнообразные формы работы: индивидуальные занятия, групповые уроки, ансамблевое исполнение, участие в концертах и фестивалях. Особое внимание уделяется интеграции музыкальных занятий с другими видами искусств, такими как театр, живопись и литература. Это позволяет детям лучше понимать взаимосвязь различных форм художественного творчества.
Музыкальное искусство оказывает глубокое влияние на формирование личности ребенка. Оно развивает способность к эмпатии, учит выражать и понимать эмоции через звук. Музыка также способствует укреплению уверенности в себе, поскольку успешное выступление перед аудиторией требует значительных усилий и подготовки. Педагоги-музыканты видят в музыке мощнейшее средство формирования личности, способ познания окружающего мира, так как музыка превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. Музыка формирует личность во всех отношениях. Она несет в себе эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую функции. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное, музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Кроме того, музыкальные занятия помогают детям научиться работать в команде, развивая такие качества, как взаимопомощь, ответственность и уважение к другим участникам коллектива. Это особенно важно в условиях современной школы, где коллективная работа становится все более значимой.
Дополнительное образование играет ключевую роль в обеспечении разнообразия образовательных возможностей для детей и молодежи. Музыкальные кружки, студии и секции предоставляют учащимся возможность углубленного изучения музыки вне рамок основного школьного курса.
В отличие от обязательных уроков, дополнительное образование позволяет ребенку выбирать направление, которое соответствует его интересам и способностям. Это создает условия для более глубокого погружения в мир музыки, развития индивидуальных талантов и формирования устойчивых профессиональных навыков.
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью системы дополнительного образования. Оно способствует гармоничному развитию личности, улучшает когнитивные способности и социальные навыки детей. Важно продолжать поддерживать и развивать музыкальные программы в школах и учреждениях дополнительного образования, чтобы обеспечить будущим поколениям доступ к этому важному аспекту культурного наследия. Используя на занятиях творческие задания, упражнения, мы осознано, стимулируем потребность ребенка в воплощении своих фантазий и замыслов.
Источники:
Бахтин Ю.К., Введение в музыкальную педагогику, Москва, 2015.
Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Планета музыки, 2019.
Медушевский В.В., Очерки музыкальной психологии, Санкт-Петербург, 2007.
Чернова И.А., Музыкальное воспитание школьников, Москва, 2019.
Ховрина Я.Ю., Музыкальное воспитание в системе дополнительного образования, 2023