Роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников
Составил: музыкальный руководитель Симакова Т.В.
По словам писателя С.М.Михалкова: кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, знать ее и стать подлинным патриотом. Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности друг с другом, по отношению к близким людям, наблюдается эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада, влияние далеко ненравственных мультфильмов отрицательно воздействуют на детские души: у детей искажаются и размываются представления о доброте, милосердии, справедливости. Наблюдая за детьми, выявилась некоторая склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, нежелания помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, переживания, поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к себе и своей семье.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка –сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
По требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области.
Современная концепция дошкольного образования признает большое влияние на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: доброты и красоты.
Основной целью нравственно - патриотического воспитания является ориентация подрастающего поколения на ценности культуры нашего Отечества, формировании ценностного отношения к культурно -историческому прошлому России. С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за свое Отечество, воспитываем уважение к своим родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям,
а также воспитываем уважение к истории и культуре своей Родины, к государственной символике, народным традициям, природе родного края, способствуем становлению гражданина Российской Федерации.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.
Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, она развивает воображение, развивает ребенка умственно, является сильнейшим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями, знакомясь с культурным музыкальным наследием, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
В своей работе я стремлюсь добиваться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр. С помощью беседы, художественного слова стараюсь создать определенный эмоциональный настрой для углубления эмоциональных переживаний детей, для развития творческих способностей.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, которые усваиваются им и становятся близкими. В звуках музыки, песнях и танцах предстают перед ребенком первоначально образы семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте- мир родного края, мир родной отчизны - России.
Немаловажную роль в деле воспитания нравственности и патриотизма играет подбираемый репертуар. В план работы с детьми по нравственно -патриотическому воспитанию обязательно включено ознакомление детей c лучшими образцами мировой и русской классики, что способствует развитию эстетических представлений, формирует музыкальный вкус, является средством нравственного и патриотического воспитания.
Подбирая репертуар и используя музыку, обращаю внимание, чтобы дети знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Разнообразный репертуар по содержанию и по форме дает возможность найти в каждом произведении свою особенную изюминку, которая может запомниться детям надолго и эмоционально воздействовать на них, а так же позволяют успешно выполнять программные задачи.
Большие потенциальные возможности нравственно
патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Я использую русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Включение в занятия и праздники произведений фольклора, народной и классической музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах -позволяет приобщить дошкольников к традициям, культуре , формировать представления о родном крае , о России. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. . Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В детском саду ежегодно проводится праздник мам-8-е марта.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. В репертуар обязательно включаются «Гимн РФ» ,который является обязательным дополнением к проведению праздников и развлечений различной тематики. Дети знакомятся с военными маршами, разучивают песни о Родине и ее защитниках : «Бравые солдаты А.Филлипенко, Гимн России А.Александров«Сегодня салют!»М.Протасова, «День Победы» Д.Тухманова, «Катюша» М.Блантера, «Мир нужен всем» В Мурадели «Моя Россия» Струве «Пусть всегда будет солнце А.Островского и др.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Конечно, без тесной совместной работы с семьей воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно, поэтому нужна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Родители постоянно принимают активное участие в праздничных мероприятиях сада, информация по разным вопросам, предлагается родителям в родительских уголках, буклетах, на сайте детского сада.
Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями. Воспитательно - образовательный процесс в группах строится на основе календарно - тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются музыкальные развлечения и праздники.
Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ.
Чтобы проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог сам должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни, а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине
«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств». (В. А.Сухомлинский)
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.