Андриянова В.А.
г. Новосибирск МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А.Быкова»
Роль музыки в воспитании и развитии школьника
Музыке отведена особая роль в воспитании детей, ведь именно музыка как вид искусства, позволяет открывать человеку возможность познания мира во всем его проявлении и многообразии, формируя творческие способности, музыкальное мышление и воображение ребенка.
С этим искусством ребенок начинает знакомиться с первых дней своей жизни, а целенаправленное музыкальное воспитание дети сначала получают в детском саду, а в последующем и в школе. Сила музыкального воздействия неоспорима, именно поэтому музыка выступает одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания и развития детей, средством формирования их личности.
Конечно, каждый ребенок по-своему выражает свой интерес к музыке, отдавая предпочтения тем или иным музыкальным жанрам, произведениям и композициям. Процесс приобщения ребенка к музыке можно сравнить с приобретением навыков и умений чтения, письма и рисования, внимательно слушая, ребенок постепенно учиться узнавать и оценивать музыку, отмечать динамическое изменение представляемых образов и сюжетов. В результате у ребенка вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность контакта с музыкой, а художественные и эстетические образы и переживания со временем усложняются и дифференцируются.
Восприятие музыки всегда тесно связано с познавательными процессами личности человека, от школьника оно требует сообразительности, внимательности, наблюдательности, умения мыслить и фантазировать. Большое значение в деле формирования и приобщения ученика к сфере музыки отводится музыкальным занятиям, реализующимся в условиях конкретных образовательных учреждений (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования). Цель музыкальных занятий состоит в организации многогранного познавательного процесса, развивающего художественный и эстетический вкус школьников, воспитывающего любовь к музыкальному искусству с формированием нравственных качеств личности и активного отношения к окружающему миру.
Роль музыки в формировании личности школьника, ее духовного облика состоит, прежде всего, в мировоззренческом и нравственном становлении человека, в воспитании его чувств и эмоций, представлений и убеждений. Это связано, прежде всего, с развитием фантазии, ведь музыка является своеобразным воплощением творческой натуры каждого человека. Расширяя творческие задатки и способности личности ребенка, происходит формирование и развитие потребностей школьника в искусстве и творческом поиске.
В современное время приобщение к искусству музыки во всех его проявлениях позволяет школьнику самостоятельно ориентироваться в музыкальном разнообразии, способствует распознаванию и оценке подлинного искусства.
Конечно, не каждый ученик в будущем станет музыкантом, но, говоря, о задачах преподавания музыки в образовательных учреждениях, нужно сказать, что воспитание музыканта не является первостепенной и единственной задачей педагогов. Приоритетное значение в этом отношении отводится именно правильному восприятию музыки, расширению детского кругозора, обогащению существовавших музыкальных представлений, развитию творческих способностей школьника.
Музыка в системе общественного развития всегда сохраняет и передает будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Познание культурного наследия не только развивает умственные способности детей, но и, служит источником его накопления и нового культурного воплощения.
Список используемых источников
1. Абудеева Н. Б. Музыка. Художественно-образное развитие школьников / Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. – М.: Учитель, 2010. 160 c.