СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль наглядной информации в сотрудничестве ДОУ с семьёй»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов.

Просмотр содержимого документа
««Роль наглядной информации в сотрудничестве ДОУ с семьёй»»


Консультация для воспитателей


«РОЛЬ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ»


Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.

Как правило, родители очень заняты и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Выручает в этом случае наглядная информация.

Информационная работа с родителями начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о важности преподнесения информации. Ведь однообразные, стандартные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.

Конкретность. Если это советы психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые  они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка.  Но это должна быть не 1 большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой – отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т.д.

Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

Краткость. Традиционные уголки для родителей, папки–передвижки необходимо оформлять необычно, чтобы родители останавливали свой взгляд на них. Оформление должно быть выдержано в едином сюжете, стиле.

Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

Тексты необходимо помещать в специальные кармашки . Информация дается крупным  печатным шрифтом, тема выделяется цветом и размером.

Уголки для родителей могут отличаться тем, что информацию в окошках можно забирать домой (это игры и стихи с пальчиками, игры на внимание, на развитие памяти, артикуляционные гимнастики и т.д.), т.е. рекомендации, советы учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов.

В каждой группе есть уголок детского творчества: рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке. Для показа рисунков по рисованию и аппликации можно использовать выставки. Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках, лесенке.

Информационные стенды в группах

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространения педагогических знаний.

Варианты оформления этих стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Для вас, родители» и т.д.

На стенде могут быть представлены:

  • режим дня;

  • расписание занятий;

  • объявления;

  • условия проведения конкурсов;

  • меню на день;

  • адреса   сайтов   в   Интернете,   посвященных  дошкольному детству.

Важные моменты:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Информация должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь  внимание родителей  не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи».

Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «За обе щечки». А обыденное  название «Сетка занятий» - на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».

В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек. Не рекомендуется перечислять сразу  много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада (за участие в конкурсе, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек, покраске оборудования). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба.

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывают папки-передвижки. Предлагаемый материал в них помогает нам лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания. Обычно в них предлагаем тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Содержание папок периодически меняем  не менее один раз 2-3 недели, иллюстрации заменяем новыми. Чтобы тема привлекла внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи предлагаем следующие темы: «Семья в рисунке», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Сказка и ребенок», «Что делать, если ребенок упрямится?», «Как вести себя за столом», «Как избавить ребенка от страхов», «Встаем на лыжи» и др. Подборки статей объединяются единым содержанием и носят тематический характер. Тексты подбираются не очень длинными, компактными по содержанию с обязательным выделением абзаца.

Буклеты, листовки, памятки так же являются наглядной информацией.

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может познакомиться с ней в удобное время.        

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д.

Листовки — это короткая информация о конкретном мероприятии, например о проведении конкурса, приглашение на открытое мероприятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.

Творческие объявления

Объявления постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым, повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Таким образом, наглядная информация играет большую роль в повышении педагогической культуры родителей.