СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль национальной музыки в репертуаре учащихся

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по методике обучения для преподавателей и учащихся музыкальных школ 

Просмотр содержимого документа
«Роль национальной музыки в репертуаре учащихся»

Журавлева Рамзия Нагимовна,

преподаватель по классу фортепиано первой квалификационной категории

МАУДО «Детская школа искусств №7», Набережные Челны

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В РЕПЕРТУАРЕ УЧАЩИХСЯ

В нынешних условиях содержательность и направленность педагогического репертуара приобретает огромнейшее значение. Традиционно художественный репертуар в классе специального инструмента включает в себя произведения классического наследия, народную музыку в различных обработках и аранжировках, произведения современной академической музыки. Сегодня к этому списку преподаватели всё увереннее добавляют джазовые и эстрадные пьесы. Сочетание всех этих направлений при составлении репертуара способствует наиболее полному раскрытию потенциала обучающегося и формирует у юного музыканта стойкий интерес к лучшим образцам музыкальной культуры прошлого и современности. Именно такая установка способствует наиболее интенсивному и техническому развитию начинающего музыканта.

Обновляя исполнительский репертуар учащихся, наряду с классическими произведениями важно вводить и произведения национальных композиторов. Музыкальное воспитание детей, основанное на изучении произведений национальной музыки, остается актуальной и важной задачей в обучении детей.

Доступная своим гармоническим содержанием народная музыка помогает развитию музыкальной памяти, внутреннего слуха, способствует формированию творческих навыков, стимулирует творческое воображение учащихся.

Музыкальная культура Татарстана богата и разнообразна. В 30-е годы XX века начала формироваться профессиональная музыка, основанная на песнях народов, проживавших в этом регионе. Здесь соседствовали культуры финно-угорских, тюркских и славянских народов. Ее богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осмысление которого является важнейшей задачей современного художественно- эстетического образования.

Среди первых композиторов, которые стали писать музыку для детей были С.З. Сайдашев, М.А. Музафаров, А.С. Ключарев, Дж.Х. Файзи. В основном эти композиторы работали в жанре детской песни и миниатюры.

За все годы существования татарской детской музыки багаж ее значительно пополнился и расширился, стал более интересным и разнообразным. Современные композиторы РТ стали работать в новых направлениях музыкального жанра. Благодаря этому, на свет появились такие произведения, как фортепианные циклы Н.Г. Жиганова и P.M. Яхина, З.В. Хабибуллина, фортепианный концерт для юношества Р.Н. Белялова, «Детская сюита» для симфонического оркестра М.З. Яруллина и другие произведения.

Свой весомый вклад в жанр детской фортепианной музыки внесли композиторы Б.Г. Мулюков, Р.А. Еникеев, Ф.А. Ахметов, И.Д. Якубов. Композиторы сохраняют и подчеркивают особенности стиля татарских народных песен, ладовое своеобразие, гармонию, фактуру, тембр, жанровые особенности. Имена таких композиторов Татарстана, как Л.М. Батыркаева, М.И. Шамсутдинова, Р.Ф. Калимуллин, Ф.К. Шарифуллин и другие давно стали знакомы как профессионалам, так и любителям музыки.

Изучая произведения татарских композиторов, учащиеся знакомятся с красочным и разнообразным гармоническим языком татарской музыки, где наряду с терцовыми аккордами характерно использование кварто-квинтовых, секундовых созвучий, которые создают в лирических темах особый колорит, состояние покоя, созерцания.

В скерцозных, быстрых произведениях, где секундовые сочетания придают произведению особый динамизм и остроту звучания, учащиеся овладевают новыми навыками, которые предполагают использование особо активной звуковой атаки, ритмической упругости, исключительно четкой артикуляции.

Один из главных элементов национального мелодического стиля — орнамент, включающий в себя два типа: короткий и мелодически развитой. Импровизационность исполнения орнамента вытекает из манеры пения певцом народных песен. Перед исполнителем ставится задача достижения большой гибкости, пластичности ритма, тонких агогических нюансов (некоторые rubato, оттяжки, связанные с интонированием орнамента), сглаживание метрических акцентов, вуалирование сильных долей. 

Многие произведения для детей программны, что очень характерно для детской музыки в целом. Как правило, в песнях или пьесах отражены близкие ребенку образы, что способствует развитию детского музыкального воображения и помогает пробуждению интереса к музыке.

Исходными принципами при выборе произведений национальной тематики являются:

• доступность содержания, с учетом возрастных особенностей учащихся;

• разнообразие предлагаемого материала; соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;

• возможность гибкого и варьированного включения материала в учебный процесс;

• развитие творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки;

Включение музыкального материала, основанного на использовании национально-регионального компонента в репертуар учащегося, способствует расширению представлений и знаний учащихся о музыкальной культуре региона, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.







Литература:

1. Огородова А.В., Биляр Ю.Н., Яговдик А.А., Кисилёв А.Ф. Репертуар в классе специального инструмента и его влияние на формирование художественного вкуса / А.В.Огородова, Ю.Н.Биляр, А.А.Яговдик, А.Ф.Кисилев // Наука. Искусство. Культура. – 2014. - №4. – с. 143 - 144

2. Лызлова Н.А. Внедрение элементов НРК в программы музыкального образования начальной школы / Н.А. Лызлова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: наука и практика. Научные труды ученых КГПУ / Под ред. Р.Ш. Маликова.- Казань: Изд-во КГПУ, 2002

3. Электронные ресурсы