Просмотр содержимого документа
«Роль науки в познании природы.»
Роль науки в познании природы
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физическими терминами и методами изучения физики.
Оборудование: линейки из дерева, пластмассы, железа; термометр; секундомер; гиря на веревочке и т.п.
Ход урока
Опрос по материалу лекции и § 1 учебника.
Проводится фронтальный опрос по вопросам § 1. Добровольцы делают сообщения об известных ученых-физиках. Для закрепления материала можно задать вопрос на сообразительность, например, - какое явление природы наблюдал и испытывал на себе каждый житель г. Москвы (ответ – дождь в теплое время года и снег зимой).
II. Новый материал — лекция учителя.
Ч
то такое физика? Все, что нас окружает: земля, вода, воздух, животные, планеты, звезды – это природа. Человек – часть природы. Все, что составляет природу, называют материальным миром. Физика – наука о природе.
Таблица
Ч то изучает физика? Физика изучает физические объекты. Известны два вида объектов: физические тела и физические поля. Физическое тело – это любой предмет: стол, ручка, автомобиль, космический корабль. Тело всегда имеет определенные форму и размеры. То, из чего состоят физические тела, называют веществом. Гвоздь – это физическое тело, железо – это вещество. Стол – физическое тело, дерево – вещество. Капля воды – физическое тело, вода – вещество.
Что такое поле? Это существующий независимо от нас вид физических объектов, например свет, радиоволны. Поля не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, зато они легко обнаруживаются по влиянию на какие-либо физические тала.
Давайте убедимся, что в окружающем нас материальном мире нет неизменных объектов (проводятся примеры, доказывающие этот факт). Изменения, происходящие с физическими объектами, называют явлениями. Выделяют следующие виды физических явлений: а) механические; б) тепловые; в) акустические; г) гравитационные; д) электромагнитные (электрические, магнитные, световые) и т.д. Приведем примеры явлений: движение заводной игрушки по столу, движение груза на пружине, шарика по желобу; нагревание тонкой стеклянной трубки в пламени спиртовки (с последующим изменением формы трубки), горение свечи, свечение лампы накаливания; прохождение искрового разряда, работа электродвигателя при замыкании цепи, его остановка при размыкании цепи.
III. Работа у доски.
Один из учащихся выходит к доске и с помощью класса и учителя заполняет таблицу (остальные в тетради).
Физика как наука
наблюдает, открывает и проверяет явления | вводит понятия и термины | открывает и формулирует законы | создает теории, объясняет факторы, предсказывает явления |
… | … | … | … |
Домашнее задание: § 2.