«Роль пальчиковых игр в развитие речи у детей в коррекционной группе.»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Методы:
- разучивание потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм;
- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование;
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приёмы:
• постукивания подушечками пальцев,
• растирание,
• поглаживание основания пальцев,
• круговые движения по ладоням,
• лёгкий массаж предплечья.
Этапы разучивания игр:
• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
• Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи. В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей.
Основные виды занятия с ребенком
1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги.
6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.
7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин
8. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру.
10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки.
13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.