Роль практических работ в изучении биологии является одним из вавжных показателей эффективности усвоения знаний. 
Цель этих работ - помочь обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Просмотр содержимого документа
«Роль практических работ в преподавании биологии»
Роль практических работ в преподавании биологии
Обучение биологии требует проведения большого количества практических работ и упражнений.
Под практической работой мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Цель этих работ - помочь обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Приемы проведения практических работ с обучающимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.
Это могут быть работы для закрепления полученных знаний
Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике.
Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся.
Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать, и значительные элементы самостоятельности учащихся. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, учителю следует помнить о том, чтобы освоение каждого нового вида самостоятельной работы было подготовлено предшествующими занятиями, предусмотреть нарастание трудностей заданий и необходимость проявления обучающимися все большей самостоятельности.
Все виды практических работ по дидактической цели можно разделить на пять групп:
приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
закрепление и уточнение знаний;
выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
формирование умений и навыков практического характера;
формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Практический опыт таких работ показывает , что систематически проводимые практические работы при правильной организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности.
При тщательно продуманной методике проведения практических работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации практических работ на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний момент особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые для человека с целью сохранения его здоровья.